Преступление без наказания
Поздним вечером 22 марта прошлого года два приятеля думали о том, чем бы им заняться. Пялиться в телевизор им надоело, на пиво денег не было, а спать еще не хотелось.
– Слушай, пошли на теплотрассу! – вдруг предложил один.
– Зачем?
– А там бомжи частенько ночуют.
– Ну и что?
– Да поиздеваемся над кем-нибудь. А можно и замочить. Интересно же…
Детские игры
Примерно такой разговор состоялся между двумя друзьями – четырнадцатилетним Борисом Лагуновым и тринадцатилетним Виталием Поспеловым. На судебном заседании будет решено, что предложение развлечься таким образом исходило от младшего товарища, который в результате выйдет сухим из воды – уголовное преследование в отношении него будет прекращено “в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности”. Впрочем, Лагунов таким времяпрепровождением шокирован вовсе не был. Быстро согласился, и приятели принялись подыскивать соответствующее оружие. Поспелов прихватил с собой ножку от журнального столика, а Лагунов раздобыл круглую палку синего цвета. С этим и отправились “на дело”.
Около полуночи Поспелов с Лагуновым подошли к трубам теплотрассы около дома № 22 по улице Пушкарева. На них сидели две женщины неопределенного возраста и явно “бомжовского” вида.
– Мы с моей знакомой Верой сидели на трубах, когда к нам подошли двое подростков, – рассказывала на предварительном следствии Светлана Марьина. – Один из них крикнул нам: “А ну, тетки, пошли с нами на хату!” Но нам сразу не понравилось, что они держат в руках какие-то палки. Мы отказались и слезли с трубы – хотели уйти от греха подальше. И тут парень изо всей силы ударил Веру ногой в живот. Та упала, стала звать на помощь. Я поспешила убежать.
После нескольких ударов палкой по голове женщина за-кричала, что пойдет с ними куда угодно. Зачем-то подростки привели ее в квартиру Поспелова – об этом следователям рассказал сводный брат Виталия. Там они пробыли около часа, а затем опять пошли на улицу.
Бойня
Парни погнали свою жертву к стадиону медицинского колледжа, подталкивая палками в спину. Когда дошли до места, избиение превратилось в бойню. На голову несчастной обрушился град ударов, подростки орудовали и палками, и ногами. Усердствовали так, что через некоторое время у Бориса Лагунова сломалась палка, которую он с досадой отбросил. Остановились только тогда, когда поняли, что их жертва уже не шевелится. Отдышались и отправились по домам спать.
Личность несчастной женщины, погибшей от рук подростков, так и не удалось установить. Зато заключение судебно-медицинской экспертизы заняло несколько листов протокола. Читать их очень страшно. Медики насчитали двадцать пять только ушибленных ран головы. Кроме того, мучители буквально искрошили кости черепа жертвы, был неоднократно поврежден и головной мозг. В итоге эксперты пришли к выводу, что причиной смерти стала комплекс-ная черепно-мозговая травма: в ее формировании “участвовали все повреждения в области головы, причем каждый последующий удар в область головы усиливал и усугублял действие предыдущего, и в последующем это привело к образованию единой черепно-мозговой травмы” (цитата из протокола – С. Л.).
Тело обнаружили на следующее утро двое прохожих. Медики вызванной “скорой” констатировали смерть.
Задержали …
и отпустили
Через день после обнаружения трупа Бориса Лагунова арестовали. Личность второго фигуранта, Виталия Поспелова, тоже установили быстро. Но выяснилось, что по действующим законам его следует … просто отпустить. Дело в том, что Виталию на момент совершения преступления еще не исполнилось четырнадцати лет, а именно с этого возраста человека можно привлекать к уголовной ответственности. Поэтому дело в отношении Поспелова было прекращено, и в процессе он фигурировал лишь как свидетель. Единственным наказанием юному убийце стала … постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.
В ходе процесса оба участника событий старались выгородить себя как могли. Усердно валили вину друг на друга. Каждый уверял, что инициатором и главным исполнителем избиения был именно его товарищ, а он только “пару раз несильно стукнул”. Причем оба “хором” утверждали, что не били свою жертву по голове. Объяснить, откуда же взялась та страшная черепно-мозговая травма, которая и стала причиной смерти, парни, естественно, не сумели. Парадокс ситуации заключался в том, что эксперты практически не обнаружили на теле следов побоев – все удары были нанесены именно по голове. Поэтому их доводы судом во внимание приняты не были. Тем более что на месте преступления обнаружили ту самую синюю палку, которую Лагунов сломал о несчастную бомжиху, а потом выбросил. Экспертиза показала, что именно ей была нанесена часть ударов. Доказали и то, что это орудие не было единственным, то есть женщину избивали двое, при этом “усердие” проявляли примерно равное. Однако закон есть закон, и Виталий Поспелов за свои действия никакого наказания не понес. Вот только поймет ли он, какой подарок совершенно незаслуженно преподнесла ему дата его рождения, и сумеет ли использовать подвернувшийся ему шанс как-то изменить свой, так сказать, моральный облик?
25 января Засвияж-ский районный суд под председательством судьи П. Мелехина признал Бориса Лагунова виновным по статье 105 часть 1 УК РФ (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку). Смягчающим обстоятельством было признано его несовершеннолетие, и Лагунов был приговорен к шести годам и девяти месяцам лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии.