Принципы Валерия Патанина

Итак, команда главы города практически сформирована. Новых лиц в ней немного. Однако познакомить наших читателей с новыми руководителями города считаем своим долгом. Ну а для начала, конечно же, мы обратились к первому заместителю главы города Валерию Денисовичу Патанину, попросив его рассказать немного о себе…

– Родился я во Владимирской области. Учился во Владимирском политехническом институте. По специальности инженер-механик. Окончил также академию при президенте РФ по специальности “Финансы и кредит”.

– Где и кем работали?

– Большей частью в городе Владимире. Лет семь – на заводе по изготовлению станков с числовым программным управлением. Одиннадцать лет был на должности заместителя главы города Владимира…

– Значит, нынешнее назначение для вас не было чем-то из ряда вон выходящим?

– …Тем более что и во Владимире я возглавлял комитет по управлению имуществом. После очередных выборов в городе сменился мэр, а с ним ушла в отставку вся его команда. Два года работал заместителем генерального директора по контроллингу и аудиту Вятско-Полянского машиностроительного завода. Это было большое оборонное предприятие, известное далеко за пределами Кировской области. В лучшие советские времена численность работников на нем достигала 14 тысяч человек. Завод был известен и товарами народного потребления.

– Пост первого заместителя вам был предложен Молочковым?..

– Да. С Александром Алексеевичем мы знакомы лет восемь. Ему как главе города нужны были люди, которые знают административную работу, поэтому он и пригласил меня.

На любом предприятии, в любом учреждении, а тем более во властной структуре, должна работать команда единомышленников. К сожалению, Шаманову не удалось собрать такую команду. Противоположный пример – Сергей Иванович Морозов.

– Как вы себя чувствуете в новом коллективе?

– Комфортно. Мы быстро нашли общий язык. Как оказалось, у нас общие методы, взгляды, подходы к решению проблем.

– Какие дела вас ждали в первую очередь, когда вы пришли в администрацию Димитровграда?

– Без преувеличения ждала целая куча дел. Чувствуется, что с середины 2004 года некоторым вопросам уделялось недостаточно внимания. Это, в частности, касается принятия бюджета. И потому начало года нам дается так непросто. Но мы обязательно сделаем все, чтобы бюджет 2006 года был принят в декабре.

Очень оптимальным оказался состав Совета депутатов. Мне говорили, что прежний Совет был излишне политизированным. Но политикой не накормишь и не согреешь. Сегодня он достаточно организован, в нем немало здравомыслящих людей, практиков. Считаю, нам, новой администрации, здесь в определенном смысле повезло.

– В каком состоянии сегодня, на ваш взгляд, городское хозяйство?

– В части имущественных отношений, учета – все нормально. Это касается и доходной части (от продажи земли, недвижимости, аренды помещений, зданий), влияющей на бюджет. Тут все под контролем, и работа ведется на должном уровне.

С коммунальным хозяйством похуже. Хотя, должен сказать, важно, что сохраняется управляемость объектами. Надо отдать должное их нынешним руководителям: несмотря на то, что практически все муниципальные коммунальные предприятия находятся в конкурсном управлении, их имущество не растаскивается, они продолжают работать, обеспечивая город теплом, горячей и холодной водой. И в настоящее время это уже хорошо. Закончится отопительный сезон, мы обязательно вернемся к решению организационно-правовых вопросов.

– Есть ли варианты, предложения по дальнейшей деятельности коммунальных предприятий в городе?

– Да, мы надеемся вместе с арбитражным управлением найти возможность сохранить предприятия, чтобы, как минимум, следующий сезон прошел не хуже.

У нас есть плохое наследство – долги. Причем большая их часть – долги федеральные и областные. Если бы не они, мы смогли бы рассчитаться со всеми теплоисточниками и энергетиками. Скажу больше, нам удается до сих пор находить понимание у монополистов – “Ульяновскэнерго” и “Ульяновскрегионгаз”. Разумеется, нам не прощают наших долгов, не забывают о них. Но идут навстречу. Можно, конечно, все время выкручивать руки, но бескровное решение все же всегда находится. К сожалению, до сих пор не удается найти понимание со стороны НИИАРа. Все наши обращения к институту, и в этом году тоже, остаются гласом вопиющего в пустыне.

В конце концов, все решают личности, характеры. И если руководители не в силах быть выше политических амбиций, заложниками их становятся горожане.

– А что отличает характер Патанина? В чем заключаются методы вашей работы, ваши принципы?

– Мой главный принцип – демократичность. Ценю здоровую критику. Приветствую упорство в доказательстве своей правоты. И еще: считаю необходимым прислушиваться к мнению профессионалов.

– Но ведь у демократии есть и оборотная сторона. Ведь не всегда: сказано – сделано.

– А тут уже нужно проявить требовательность. Но если уж согласился с чьим-то мнением, принял определенное решение – нужно, безусловно, разделять ответственность.

– Чем занято ваше свободное время?

– Работой. Беру бумаги, с которыми не успел познакомиться в течение дня, под мышку и – домой. В остальном же мне присуще все, что помогает отдохнуть любому: очень люблю отдых на природе. Но пока и лыжи остаются только в планах. Димитровград же я пока видел только зимой. Кстати, я всегда любил работу в саду. Думаю, что и в Димитровграде заведу клочок земли, где можно было бы и потрудиться и отдохнуть.

– Общались ли вы с димитровградцами?

– Пока только через поступающие ко мне жалобы. Вот одна из них. Касается судьбы бани №4. Сразу скажу, что димитровградские бани нерентабельны. И тут есть о чем подумать. Во Владимире, например, практически все бани в частных руках. И никакой трагедии не произошло. Они так же работают, в них действуют льготы, но есть и дорогие услуги. И те, кто способен эти услуги оплачивать, фактически обеспечивают содержание бани для нужд всего населения. Пока, конечно, еще сильны стереотипы и страхи: частник заберет баню, и мы лишимся услуг, предоставлявшихся ею. Но почему-то никто уже не вспоминает, как мы в свое время противились переходу в частные руки магазинов, парикмахерских и т.д. А ведь сегодня фактически все торговые предприятия, комбинаты бытового обслуживания – в частных руках. И ничего.

– Если не возражаете, вернемся к судьбе коммунальных предприятий…

– Думаю, и здесь не обойтись без передачи их в другие руки. Во Владимир, как и в некоторые другие города России, пришла “Российская коммунальная система” (РКС), объединяющая такие мощные структуры, как РАО ЕЭС, “Газпром”. Вот уже три года как РКС взяла в аренду у муниципалитета электросети, предприятие котельных и тепловых сетей и т.п., собирают денежные платежи. Коммунальное бремя полностью снято с города. РКС вкладывает в коммунальные предприятия средства, реанимируя и развивая их, внедряет программы энергосбережения. Есть соответствующие договора на предоставление услуг, в которых, разумеется, учтены и интересы города. Деятельность РКС – составная часть жилищно-коммунальной реформы на правительственном уровне.

Должен сказать, что в Димитровграде пока мы будем искать другие пути, применять другой подход. Пока здесь так сложилось, что варягам не доверяют. И потому поищем решение на местном уровне. Нужно создавать единую энергетическую систему в единых руках, способных ее удержать, вложить в нее средства.

Необходимо также умело применять энергосберегающие технологии. Но проблемы наши решат в настоящее время не индивидуальные счетчики, а счетчики на входе в дома. Это позволит разграничить потери города и потери, которые должен взять на себя теплоисточник, а также владелец коммуникаций. В конце концов, это наши общие деньги.

– Что, вы считаете, можно успеть сделать в этом году?

– В этом году существенных, значимых преобразований вряд ли удастся добиться. Начали мы его трудно. Бюджет мизерный. Сейчас главная задача – без задержек, системно производить текущие платежи. А с апреля начнем подготовку к следующему отопительному сезону. Словом, пока наша задача: выжить, разобраться с делами. И, наконец, повторяю, обязательное условие – принять бюджет следующего года в декабре этого. А уже в 2006-2007 годах возможно инвестирование, участие в проектах федеральных программ.

– Ну, что ж, успехов вам. И терпения.

– Спасибо. Как говорится: взялся за гуж – не говори, что не дюж.