Не божья кара
Семилетний мальчик стал инвалидом, выйдя на крыльцо дома, где уже несколько месяцев не чистили крышу. Впервые в Ульяновске на скамью подсудимых сел чиновник, отвечающий за эксплуатацию этого здания. За халатность, повлекшую за собой инвалидность ребенка, Ренат Каримов получил два года условно.
Жить надеждой
В тот день, 17 марта 2004 года, семилетний Артур Сабитов отправился с папой погулять во дворе перед обедом. Малыш долго одевался и потому стал жаловаться, что ему душно. Пока отец надевал перчатки в холле, мальчик первым выбежал на улицу. Через несколько секунд раздался грохот и истошный крик гулявшей во дворе соседки. Прибывшая через несколько минут «скорая помощь» увезла в областную детскую больницу Артура. Он был без сознания.
С тех пор прошел уже год, но судебное разбирательство закончилось только на прошлой неделе. Да и врачи совсем недавно смогли утвердительно сказать, что Артур будет жив, но здоров ли – это вопрос времени и упорства родителей. Мама мальчика – Нина – перебирает документы. Выписка из истории болезни – разлом левой височной кости, перелом лобной и затылочной, расхождение швов костей черепа. Медики совершили чудо: они слепили череп заново буквально по крошкам, по осколкам костей. После первой операции Артур долгое время был в коме, потом была вторая операция, третья. Медики не исключают, что малышу придется еще не раз побывать на операционном столе, но для его же блага. Сейчас Артур не ходит: он инвалид первой группы. Целыми днями лежит в постели и вертит в руках свою любимую собачку – фиолетовую с желтыми ушами. На бледном личике большие карие глаза, в них тоска и покорность, как у зверушки, пойманной в капкан.
– Мы водили сыночка на подготовительные курсы. В этом году он бы уже в школу пошел, – рассказывает его папа Марат Сабитов. – До больницы Артур почти не играл в игрушки – он рисовал, писал, читал сказки. Хотел учиться только на четыре и пять.
Когда Артур чихает, вся семья хором говорит: «Будь здоров». Родные верят, что все будет хорошо, потому что врачи сказали не сдаваться ни в коем случае.
– Говорят, надо жить надеждой. А что еще остается? – разводят руками родители.
Ледяная избушка
Общежитие Ульяновского строительного колледжа – дом № 59 по улице Любови Шевцовой – считается, по словам
местных жителей, одним из самых травмоопасных мест. Подъездная дорога чистилась символически, а с крыши свисали метровые шапки снега. Следствие пришло к выводу, что ответственность за уборку здания была возложена на заместителя директора колледжа по производственно-экономическим вопросам Рената Каримова. По данному факту Прокуратурой Ленинского района
г. Ульяновска было возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ («Халатность»), в ходе расследования которого установлено и доказано, что произошедшее явилось следствием бездействия замдиректора.
На суде свидетелем по делу Сабитовых выступала жительница того же дома. Она гуляла с ребенком, когда мимо нее пролетела ледяная глыба. Не задело только чудом.
– Зря мы писем с жалобами не писали, – говорят обитатели общежития. – Может быть, на нас обратили бы внимание, снежные завалы разгребли. И все вышло бы иначе.
За Каримова вступились сотрудники строительного колледжа.
– Что вы к человеку прицепились? – говорят они в ответ на все расспросы. – Мало ли чиновников? И вообще, с таким же успехом вам на голову может упасть метеорит…
Вряд ли опасность погибнуть от метеорита выше, чем от сосульки, но в одном сотрудники колледжа правы: чиновников действительно много. По словам руководителя государственной жилищной инспекции по ульяновской области Вячеслава ЯРОША, в коммунальном хозяйстве руководящий состав укомплектован на сто процентов. Обслуживающий персонал – на 25-30 процентов. Когда на одного дворника приходится три кабинетных работника, поневоле начнешь сравнивать наледь на крыше со стихийным бедствием.
Чья крыша?
Согласно договору с комитетом управления имуществом здание общежития передано колледжу на правах хозяйственного ведения, а значит, за безопасную эксплуатацию зданий отвечают сотрудники колледжа. В ведении заместителя директора и находилась пресловутая крыша.
– Если раньше такие ситуации целиком и полностью списывались на несчастный случай, то теперь такого не будет, – комментирует историю Сабитовых первый помощник прокурора области Василий ЗИМА. – Ребенок перенес три операции, стал инвалидом из-за того, что отдельный взятый чиновник проигнорировал возложенные на него обязанности, за которые он, между прочим, получает государственные деньги. Ренат Каримов получил два года условно, кроме того, он лишен права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
– За чистоту крыши здания отвечает владелец здания – это правило, – сообщает Вячеслав ЯРОШ. – Если вы живете в доме, где месяцами не чистится снег, то просто обязаны обратиться в курирующую ваш ЖЭК управляющую компанию. Телефоны компании вывешены в расчетно-кассовом центре. Можете списать их, когда пойдете платить за квартиру.
Механизм подачи жалобы следующий – управляющая компания создает комиссию, которая в течение двух дней вместе с жильцами оформляет акт о невыполнении обязанностей по уборке крыши ответственным лицом. Далее либо с жильцов снимается плата за уборку крыши, либо ищется новый подрядчик, который будет убирать крышу. С актом о невыполнении работ можно смело идти в суд. И что бы ни говорили коммунальщики, жизнь человека стоит гораздо дороже, чем зарплата всех чиновников вместе взятых. Особенно, если это жизнь ребенка.