Отсрочка

Повестка дня очередного, шестого, заседания Совета депутатов Димитровграда включала как вопросы, предполагавшие формальное утверждение уже фактически принятых решений, не вызвавших никаких разногласий, так и темы, обсуждение которых потребовало немало времени и сил. И главным среди них, разумеется, стал вопрос “Об установлении тарифов населению города Димитровграда на жилищно-коммунальные услуги”. На нем (а он оказался последним в перечне требовавших разрешения проблем) регламент, до него четко соблюдавшийся, был нарушен, и вопрос “съел” едва ли не половину всего времени заседания.

В соответствии с регламентом

Первые вопросы касались бюджета города. Депутатов познакомили с результатами проверки счетно-контрольной комиссии Совета, касающейся обоснованности формирования расходной части разделов бюджета.

Всего же было рассмотрено около трех десятков вопросов.

Не встретило возражений со стороны депутатов предложение об утверждении Валентины Герасимовны Карауловой на посту председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Димитровграда.

Не обсуждался и вопрос об индексации (повышении) ставок земельного налога – такие изменения предусматриваются федеральным законом. Информация первого заместителя главы города В.Патанина была принята к сведению.

Что же касается промежуточных итогов реализации прогнозного плана приватизации муниципальных предприятий и объектов, то депутаты их не совсем устроили в экономическом плане, несмотря на то, что по аренде нежилых помещений в 2004 году было собрано больше средств, чем прогнозировалось. В бюджет от аренды земли за прошлый год также денег поступило больше, чем закладывалось в плане.

Не менее придирчиво отнеслись депутаты к обсуждению результатов работы депутатской комиссии по проверке деятельности “Фонда финансирования жилищных программ”. В заключении комиссии говорится о необходимости признать программу несоответствующей в отдельных частях федеральным жилищным программам, поскольку федеральные программы предполагают создание финансовых схем из внебюджетных источников, а в Димитровградском фонде аккумулируются средства местного бюджета – на эти цели были выделены более 6 млн. бюджетных средств. Из них гражданам было отдано 2,9 млн. рублей, остальные 3,3 млн. рублей перечислено в жилищно-строительные кооперативы.

Руководитель фонда А.Кузнецов ответил, что на 31 декабря 2004 года в фонде на улучшение жилищных условий в рассрочку стояло 263 человека. Это бюджетники, которые без программы никогда бы не смогли улучшить свои жилищные условия самостоятельно. 49 семей уже получили квартиры в собственность. 37 – ждут своей очереди. Программа была специально разработана на уровне главы города, утверждена Советом депутатов. Подобная программа в скором времени должна появиться и в области. Кузнецову пришлось объяснять и механизм действия системы, позволяющей городским ЖСК приобретать квартиры для своих пайщиков, в том числе и работников бюджетной сферы. Однако депутаты настаивали на возврате денег в бюджет с тем, чтобы направить их на другие нужды.

Непросто прошло утверждение положения “О целевом финансировании общественно-полезных программ (муниципальном гранте)”. Депутаты высказались за более детальную конкретизацию целей финансирования.

Затем было принято решение о создании комиссии по депутатской этике, а также утверждены положения о постоянных комитетах по различным направлениям жизнедеятельности города, утвержден состав комиссии по подготовке изменений и дополнений в Устав города Димитровграда, выбран состав комиссии по рассмотрению кандидатур на звание “Почетный гражданин города Димитровграда” и т.д.

Затем депутаты познакомились с информацией о ходе реализации закона, получившего известность как закон №122, а также начальника о состоянии обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

Отсрочка

Рассмотрение главного вопроса дня – “Об установлении тарифов населению на жилищно-коммунальные услуги” – как уже было сказано выше, заняло львиную долю заседания. Начала его терпеливо дождались и представители общественных организаций и движений, руководители предприятий жилищно-коммунальной сферы. Нет нужды повторять, насколько это решение важно для всех нас: “Димитровград-панорама” уже рассказывала о сложившейся ситуации и готовящемся росте тарифов, а руководители предприятий-теплоисточников дали исчерпывающее обоснование своим расчетам. Тем не менее, всем было ясно, что обсуждение всех “за” и “против” будет непростым.

Перед началом присутствующих познакомили с двумя письмами. В первом, поступившем от руководства ООО “Тепловые сети” в адрес Совета и главы города, говорилось о долгах предприятия перед поставщиками топлива, а также о том, что “Тепловые сети” вынуждены вводить ограничение на предоставляемое тепло на “Олимпе”. Второе послание было подписано первым секретарем Димитровградского отделения КПРФ Г.Мурзахановым. В нем содержалась настойчивое требование не повышать тарифы, создать из числа депутатов независимую экспертную комиссию для проверки реальной стоимости коммунальных услуг.

Выступившая вслед за этим председатель Димитровградской организации Союза пенсионеров РФ Людмила Игнатьевна Кулигина выразила от имени всех пенсионеров озабоченность в связи с возможным повышением цен на коммунальные услуги – отопление и горячую воду. Только по воде, сказала она, цена будет поднята на сто процентов (с 70 рублей с человека до 140). С учетом низких зарплат населения неизбежно вырастет и задолженность по оплате этих услуг. Союз ветеранов предлагает принять все меры для сдерживания роста тарифов.

Затем слово взяла начальник отдела тарифной политики О.Чугунова. Выразив признательность депутатам и общественности за активное участие в рассмотрении этого непростого вопроса, тем не менее отметила, что ситуация близка к критической. Что же касается степени роста оплаты коммунальных услуг, то на самом деле полная стоимость тепла и горячей воды фактически выросла не больше, чем зарплата в прошлом году. Судите сами. В прошлом году отопление одного квадратного метра жилья стоило 6,30 руб. (население платило 5,60 руб. – 88%), сегодня – 6,55 руб. (напомним, что федеральный закон предусматривает доведение оплаты до 100%). Рост – 4%. Аналогично по горячей воде: 103 рубля с человека в месяц – полная стоимость в прошлом году (население платило 70 рублей – 68%), в этом – 132 рубля. Рост полной стоимости таким образом – 28%. В среднем рост полной стоимости этих услуг 16 % (28 плюс 4 разделить на два), что не превышает среднего роста зарплаты (20%).

Расчет стоимости тепла производился, исходя из фактических затрат теплоисточников прошлого сезона. Однако расчеты эти депутатами были встречены с недоверием. Что же стало причиной разногласий? Различие стоимости тепла у разных предприятий. Между тем, объяснение расхождениям в цифрах есть. И не одно. На них влияют и такие факторы, как разный режим наружного воздуха в разных районах города (что зарегистрировано официально), различная структура жилого фонда (здесь влияние оказывает даже год постройки здания, параметры утепления зданий). Да и по технологическому оснащению, масштабам, особенностям производственного процесса наши котельные существенно различаются. И, к примеру, котельную льнокомбината и ТЭЦ НИИАР сравнивать никак нельзя.

Предложения отдела тарифов о повышении цены отопления и горячей воды для населения учитывают сумму выпадающих доходов предприятий, предоставляющих населению вышеназванные услуги, и содержат два варианта (в случае повышения тарифа с 1 марта).

Первый: компенсация выпадающих доходов осуществляется в течение одного месяца – в марте (8,10 руб. за кв.м.), остальные же месяцы 2005 года цена будет равна себестоимости – 6,55 руб. Второй вариант – доведение уровня оплаты до ста процентов с равномерным распределением компенсации предприятиям выпадающих доходов на 10 месяцев, в этом случае стоимость отопления с 1 марта вырастает до 6,70 руб. Аналогичное предложение – по горячей воде.

Можно перевести эти цифры в более привычный для всех нас вид. Если за стандартную двухкомнатную квартиру (43 кв.м.) семья платит сегодня 829 рублей, то при повышении тарифа с марта выходит: по первому варианту – 1132 рубля в марте, а затем по 1010 рублей в месяц; при втором варианте равномерного распределения компенсации по выпадающим доходам – по 1088 руб. в месяц.

Рост стоимости тепла, утвержденной для теплоисточников, в среднем по области составляет 15 процентов, что также находится в пределах роста зарплаты.

Что касается социальной защиты, то планка предельно допустимой доли коммунальных платежей от совокупного дохода семьи остается неизменной – 22 процента (заметим, что для некоторых категорий бюджетников эта планка опущена еще ниже – 18%).

Счетно-контрольная комиссия Совета депутатов, изучив предложения, пришла к выводу, что они соответствуют постановлению РФ о федеральных стандартах от 28 августа 2004 года, устанавливающему 100-процентный размер оплаты жилищно-коммунальных услуг. Достоверными признаны и суммы выпадающих доходов и тарифы, определяющие сегодняшнюю стоимость тепла и горячей воды для предприятий. Отметила комиссия и наличие запланированных на 2005 год 39 миллионов рублей субсидий, предназначенных для выполнения задачи социальной защиты малоимущих и семей с низким доходом. В заключение комиссия предлагала разработать мероприятия по снижению себестоимости коммунальных услуг, повышению в связи с предстоящим повышением цен качества этих услуг, разработать меры социальной защиты населения.

Нельзя сказать, что дальнейшие выступления отдельных депутатов и приглашенных представителей общественности накалили обстановку, но, тем не менее, они давали понять, что примириться с фактами не могут. Четкие и обоснованные разъяснения специалистов этой непримиримости поколебать не смогли. Не верилось им и в объективность норм потребления горячей воды на одного человека.

Главный вывод, который делали многие выступающие: да, надо оплачивать полную стоимость коммунальных услуг, но при этом необходимо искать другие способы облегчения положения малоимущих, разработать дифференцированный подход к определению уровня оплаты за услуги горожанами с разным доходом. Необходимо подумать и над упрощением процедуры назначения субсидии. Не в последнюю очередь говорили на заседании о плачевном состоянии коммунального хозяйства – оборудования и коммуникаций. Причем говорили как с целью обосновать необходимость повышения тарифов, как залога возможности предприятий заняться хоть какими-то мероприятиями по техническому перевооружению, так и доказывая первостепенность выполнения этой задачи до повышения цен на некачественные услуги, когда потери легко списываются на потребителя. Не забыли и о счетчиках, попытавшись даже просчитать расходы по глобальной их установке в каждой квартире.

Практически по всем вышеперечисленным проблемам руководители коммунальных служб, региональной энергетической комиссии Ульяновска, комитета социальной защиты дали разъяснения. Может быть, самым обнадеживающим оказалось сообщение о переводе службы субсидий в ведение комитета социальной защиты, а также о сумме, которая определена на 2005 год на эти цели. 39 миллионов рублей – весьма значительная цифра, практически в четыре раза превышающая сумму, выплаченную на субсидии малоимущим в прошлом году. Понятно, что с повышением тарифов общее количество димитровградцев, нуждающихся в помощи, вырастет. По данным комитета социальной защиты в Димитровграде сегодня 5800 семей являются малообеспеченными (всего в городе 40 тысяч семей).

Образно говоря, малоимущими сегодня являются и предприятия, обеспечивающие нас теплом и водой. Сегодня практически все они – на грани банкротства. О каком качестве услуг, стабильности работы может идти речь, если в том же МУП “Котельные и тепловые сети” в январе 2005 года (уже после повышения для предприятия цен на газ) при начислениях в 11 млн. рублей, получено лишь 6 миллионов? Ситуация на ТЭЦ НИИАРа отличается немногим.

В итоге обсуждения поступило два предложения.

Первое – голосовать за вариант повышения тарифов, по которому горожане платят “ударную дозу” в марте, а в остальные месяцы – стопроцентный размер стоимости услуг. С условием, что в ближайшее время в Совет будут представлены программы дифференцированного подхода при организации системы социальной поддержки малоимущих, а также программа энергосбережения, улучшения качества коммунальных услуг.

Второе – отложить принятие тарифов до внеочередного заседания Совета с тем, чтобы изучить экономическую обоснованность тарифов, дать возможность администрации подготовить к этому времени вышеназванные программы, провести разъяснительную работу среди населения.

В результате депутаты приняли решение голосовать по второму предложению – отложить решение вопроса до внеочередного заседания. “За” были все депутаты при двух воздержавшихся.

Отступление

А теперь позвольте сделать небольшое отступление, остановиться и поразмышлять над принятым депутатами решением. Отсрочивая принятие новых тарифов, даже оговариваясь что, скорее всего, они все-таки будут увеличены, мы оказываемся в положении, которое иначе как беспомощным не назовешь. Депутаты определили крайний срок – исполнить все предложения до 10 марта. За эти две недели администрация должна разработать механизм социальной защиты населения, заново обосновать предоставленные цифры по новым тарифам, разработать мероприятия по энергосбережению. Были даже предложения быстро “пересмотреть” и нормативы потребления. Но такие серьезные работы делаются месяцами и годами, системно и с привлечением профессионалов в разных областях. Что, в общем-то, доказали и те два с половиной часа обсуждения, попыток вникнуть и понять расчеты специалистов. К тому же, все необходимые документы были представлены в Совет загодя, 2 февраля, что давало депутатам возможность вникнуть и изучить вопрос досконально до заседания.

Больше того, федеральный стандарт по оплате ЖКУ, в котором обозначен его размер для субъектов, определяется не первый год. Каждый год 1 января цены на газ, электроэнергию, бензин поднимаются монополистами. А это означает, что цепочка роста цен “газ – стоимость тепла – тарифы – услуги” заработает снова. Начав деятельность еще в прошлом году, депутаты не могли не предполагать грядущей необходимости решать в начале следующего года этот важнейший вопрос. Депутаты просто обязаны были подготовиться к этому. Между тем, вопросы, которыми должны были задаться депутаты за это время, были заданы только на заседании.

Давая поручение администрации и отголосовав отсрочку для того, чтобы разобраться, депутаты как будто не знают, что и система социальной защиты (мы сейчас не говорим о ее полноценности), и программа энергосбережения, и план мероприятий по снижению себестоимости в городе разработаны. Жаль, что об этом ничего на заседании не сказали и представители администрации. Изучение этих программ, итогов их внедрения за эти годы, поиск способов сделать эффективнее и могли бы стать предметом по-настоящему делового разговора.

Проявив заботу о малоимущей части населения, депутаты, сами того не желая, ставят в сложное положение едва ли не всех димитровградцев. Я далек от мысли, что отсрочка приведет к ситуациям ульяновского разлива – с отсутствием летом горячей воды и массовым разморожением систем отопления – время показало, что наши коммунальщики и предприятия выходили из самых безвыходных ситуаций. Тепло и вода в домах димитровградцев были всегда. Так вот, даже если коммунальное хозяйство сохранит дееспособность, накапливающиеся долги (отсрочка помогает только им – долгам) будут способствовать обнищанию всей системы.

Между тем, вопросов действительно много, но основные – стратегические, а не тактические. Депутаты все же прежде обязаны думать о будущем.

Стратегическая ли задача: установка счетчиков в каждой квартире? Как посмотреть. Это, разумеется, неоспариваемая необходимость. Но, во-первых, к этому мы придем не скоро. А во-вторых, это решить личные экономические проблемы потребителей. Мы будем устанавливать счетчики, а потери будут продолжаться. И мы будем оставаться в неведении – чьи они, по каким причинам и где происходят. Разграничить области ответственности, четко определить их – одна из важнейших наших задач сегодня. По крайней мере, так утверждают специалисты. Счетчик на дом даст картину, которая позволит сэкономить не отдельному гражданину, а городу, который будет иметь основания платить по факту полученной услуги, а не по факту затрат. Разумеется, это ляжет бременем на предприятие, обязанное взять на себя свои потери (если это, конечно, его потери), но это и даст возможность целенаправленно работать, знать – куда мы вкладываем средства и что из этого выйдет.

Это лишь один из многих подобных вопросов, которые в первую очередь должны, как представляется, волновать органы власти. Совет, как и администрация, не ЖЭК, не благотворительная организация, это штаб, в котором должны понимать – выиграв в битве, иной раз можно проиграть всю кампанию.

Постскриптум

Во время подготовки материала пришла информация о назначении даты внеочередного заседания Совета депутатов, на котором будет рассматриваться вопрос “Об установлении тарифов населению города Димитровграда на жилищно-коммунальные услуги”. Заседание состоится 28 февраля в 14.00.

В течение прошедшей недели депутаты и службы администрации встретились с представителями общественности, провели работу по подготовке механизма дифференцированного подхода к обеспечению социальной защиты населения, а также по разработке программы энергосбережения на 2005 год. Эти вопросы, скорее всего, также станут предметом обсуждения на заседании.