Счет реформам пошел на дни

В помещении городского драматического театра состоялся городской актив, обсудивший итоги социально-экономического развития Димитровграда за 2004 год.

К участию в совещании были приглашены депутат Государственной Думы РФ от Димитровграда В.Иванов, депутаты Законодательного Собрания и городского Совета депутатов, руководители предприятий, учреждений и организаций, почетные граждане города, руководители политических партий и общественных организаций.

Активное участие в работе совещания принял губернатор Ульяновской области С.Морозов.

По ряду причин, данное совещание обещало выйти за рамки просто очередного, зачастую формального, отчета городской администрации о проделанной за год работе. Смена высшего руководства в городе и области, проводимая в стране реформа управления муниципальными образованиями и связанные с этим трудности и проблемы, закономерно сместили основной интерес участников совещания с вопроса о том, что сделано (или не сделано) в прошлом или сделано не так, как хотелось бы – на перспективы развития Димитровграда на ближайшие годы.

Естественно, что ответы на эти жизненно важные для каждого из нас вопросы все надеялись получить от первого лица – губернатора С.Морозова – и не ошиблись в ожиданиях, хотя содержание ответов пока радужных перспектив для нашего города явно не сулит.

Но, как говорится, обо всем по порядку.

Открывая совещание, Сергей Иванович еще раз подтвердил свое уважение к нашему городу и горожанам за большой вклад в развитие экономики области, пообещал и впредь не обделять нас своей заботой и вниманием, выразив надежду, что Димитровград не уступит своего лидирующего положения в будущем и внесет достойный вклад в решение задач по выводу Ульяновской области из глубокого социально-экономического кризиса. Как добрый пример развития экономики Димитровграда привел С.Морозов создание фирмой «Галс» своего пакетного производства, которое обеспечило работой более 200 человек и сулит немалые налоговые поступления в городской бюджет. Но, забегая вперед, можно сказать, что это были, пожалуй, последние комплименты, высказанные губернатором в наш адрес на данном совещании.

Отчет городской администрации об итогах работы за прошедший года предваряло выступление главы города А.Молочкова, обрисовавшего основные параметры финансовой и социально-экономической ситуации с которой вступил Димитровград в 2005 год, и далеко не оптимистичный прогноз развития города на ближайшую перспективу. Насколько неблагоприятна складывающаяся ситуация, можно судить по двум цифрам: по бюджетообеспеченности наш горожанин в области стоит лишь на десятом месте, а выпадение более ста миллионов рублей налоговых поступлений (по новому законодательству) из городского бюджета грозит нам четырехкратным увеличением допустимого законом дефицита доходов над расходами. А это уже ставит город перед прямой угрозой банкротства, не говоря о свертывании большинства социальных программ.

С основным докладом «Итоги социально-экономического развития города Димитровграда в 2004 году» выступила начальник управления соцэкономразвития Л.Падилья. В докладе были достаточно полно приведены основные показатели, характеризующие конкурентоспособность Димитровграда на фоне Ульяновской области в различных сферах производства и социальной жизни, приоритетные направления развития нашего города, где, наряду с несомненными достижениями, за прошлый год наметился и спад в ряде отраслей: так, на 89,5 процента снизился выпуск мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, более чем на пять процентов сократилось строительство, на 5,6 процента – производство химического машиностроения.

Основными задачами на текущий год были названы создание комплексной программы развития города как инновационного центра Ульяновской области, разработка системы мониторинга и анализа эффективного использования бюджетных средств, установление межмуниципального и регионального сотрудничества как основного резерва развития кооперационных связей хозяйствующих субъектов города, создание полной нормативно-правовой базу до вступления в полную силу федерального Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и т.д.

Доклад председателя комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству В.Бондарева был построен в лучших традициях чиновного самоотчета, с подробнейшим перечислением всех достижений и преодоленных в процессе работы трудностей. Но блестящий парад победных цифр был нарушен вопросами к докладчику депутата Государственной Думы

В.Иванова, публично усомнившегося в благостности нарисованной докладчиком картины коммунального благополучия, основанием чему была папка жалоб горожан на коммунальные службы города и медлительность реформирования городского ЖКХ.(Хотя, на мой непросвещенный взгляд, последнюю претензию В.Бондарев имеет все основания переадресовать той же Госдуме и правительственным кругам страны, и поныне до конца не решившим квадратуру замкнутого коммунального круга).

С докладами о результатах работы структурных подразделений социальной сферы выступили председатель комитета социальной защиты Н.Андреева, начальник управления образования В.Сергеева и начальник управления здравоохранения М.Гапонов.

С заключительным словом перед участниками совещания выступил Сергей Морозов. И хотя губернатор области немало информации сообщил по ходу работы совещания, в своем итоговом выступлении С.Морозов обозначил программу оперативных мер по выводу области из кризиса, рассказал о первых практических шагах в этом направлении.

– Если мы в самые ближайшие сроки, речь идет о марте, не начнем серьезно оздоравливать свои финансы, не проведем административную реформу, не начнем заниматься реформированием жилищно-коммунального комплекса, то, по большому счету, у субъекта Российской Федерации под названием Ульяновская область не будет будущего. Имею право так говорить, ибо знаю государственный долг, долги муниципальных образований и ситуацию в целом: к сожалению, процессы стагнации, присущие экономике области не первый год, а практически последние восемь лет, в январе и феврале не остановлены. Тому есть ряд причин, многие из которых лежат на поверхности.

Первой могу назвать неверие людей в себя. Абсолютное большинство руководителей муниципальных образований и промышленных, бюджетообразующих предприятий потеряли веру, что ситуацию можно изменить, что мы в Ульяновской области можем жить не хуже, чем в соседних благополучных регионах.

Во-вторых, отсутствие выверенной, я бы сказал, государственной политики субъекта Федерации в отношении промышленности, агропромышленного комплекса и социальной сферы.

В третьих, это нежелание заниматься административной реформой. Мне уже приходилось говорить, что при катастрофической нехватке финансовых средств в течение четырех последних лет, мы умудрились увеличить число чиновников в области почти на 700 человек, а фонд содержания бюрократического аппарата с восьмидесяти до 270 миллионов рублей. Вы уже знаете, что я отменил распоряжение предыдущего губернатора о повышении зарплаты чиновникам областной администрации: получать начальникам департаментов и управлений по 40-50 тысяч рублей в нищей области – юридически неправильно и аморально.

В-четвертых, это неэффективное расходование финансовых средств, а, если говорить прямо, откровенное воровство. Только по результатам проверок Счетной палаты выявлено 360 миллионов рублей неэффективного использования средств, а было проверено всего 6% средств, потраченных в Ульяновской области. За период 2001-2004 годов только на строительстве печально известного железнодорожного моста было неэффективно потрачено несколько сот миллионов рублей. И этот перечень причин, приведших область к кризису, можно еще долго продолжать.

Что предпринимается для исправления ситуации?

Мы на 30% сократили административно-управленческий аппарат. Да, неприятно, больно и трудно расставаться с людьми, многие годы проработавшими в областных органах власти. Но мы не можем позволить себе позволить содержать такое количество чиновников. И только сокращение областной администрации позволит нам направить около 70 миллионов рублей на другие статьи расходов. Следующим этапом станет аналогичное сокращение аппарата управления организаций, финансируемых из областного бюджета, а затем – и аппарата государственных унитарных предприятий областной зоны ответственности. Срок проведения административной реформы – первое полугодие текущего года. Прогнозируемый экономический эффект – порядка 600 миллионов рублей. Такая задача стоит и перед муниципалитетами, хотя пока не вижу, чтобы она выполнялась в Димитровграде. Значительно сокращены будут и расходы на содержание чиновного аппарата: автотранспорт, средства связи и прочее.

Мы вводим кураторство руководителей областной администрации над органами самоуправления муниципалитетов. Пользуясь случаем, представляю Александра Михайловича Большакова, кому поручено курировать Димитровград. Это руководитель, который комплексно подходит к решению всех проблем, и уверен, что с его помощью вы проведете административную реформу даже быстрее, чем в областной власти.

Мной подписано распоряжение о проведении дней области. Каждую среду, начиная с марта, руководители областной администрации будут выезжать в районы, чтобы знакомиться с работой муниципалитетов, встречаться с населением, руководителями предприятий, изучать проблемы и претензии людей к органам власти всех уровней, чтобы сразу в комплексе искать пути их решения.

Власть поделится своими полномочиями с обществом. Созданы совет директоров, агропромышленная палата, советы по местному самоуправлению, антикризисной политике, внутриобластной кооперации, развитию гражданского общества, национальностей, строительный, по архитектурному облику, территориальный совет по культуре и по научно-технической политике. Все созданные советы – это не только общественные организации: это и агентства, и некоммерческие партнерства. При этом мы сокращаем в администрации тот или иной отдел, комитет или управление, передавая властные, распорядительные и организационные полномочия соответствующему совету. Такой работой советую заняться и в Димитровграде, ибо это позволит уйти от избыточного количества чиновников.

Создано четыре постоянно действующих штаба, возглавляемых лично губернатором: по прохождению отопительного сезона, по подготовке к посевной, по архитектурному облику и благоустройству, по реализации актуальных для Ульяновской области федеральных законов, как, например, закон №122 – о монетизации льгот.

В этом году мы должны подготовиться к проведению очень серьезной реформе, я бы сказал, к революции, которая наступит с января 2006 года с полномасштабным действием федерального закона о местном самоуправлении. С этого же времени наступит еще одна реформа, на что я обращаю особое внимание руководства городской администрации – вводится так называемая монетизация коммунальных услуг. Реформа обещает быть настолько болезненной, что трудности, связанные с монетизацией льгот, могут показаться цветочками. И я просил бы уже незамедлительно заниматься этим вопросом.

Сейчас мы проводим активную ревизию Ульяновской области, изучая не только морально-психологический климат муниципальных образований, но и состояние экономики, связанной с банкротствами, изменением собственности различных промышленных предприятий. По результатам этой ревизии уже шести главам районов предложено подать заявления об освобождении с занимаемой должности. Предложено освободить свои места и трем руководителям государственных унитарных предприятий, явно не справляющимся со своими должностными полномочиями. Дела двух из них переданы в органы правопорядка.

Как складываются наши отношения с федеральным центром? Вы, наверное, обратили внимание, что я часто работаю с Министерством сельского хозяйства, и у нас с господином Гордеевым сложились прочные рабочие и человеческие отношения. Это дает право уверенно заявить, что в нынешнем году в сельское хозяйство нашей области будет инвестировано около миллиарда рублей – больше, чем за все предыдущие четыре года. Предстоит большая работа по возрождению нашей пашни и ее расширению на 50-70 тысяч гектаров. Пока не все главы районов верят в это…

Мы рассчитываем удержать финансово-экономическую ситуацию в Ульяновской области, ибо не собираемся выходить из федеральной политики в отношении финансовых средств, чего, к сожалению, не видно у вас. И в этом плане у нас появилось к вам достаточно много вопросов. Хочу обратить внимание руководителей финансового блока городской администрации на невыполнение распоряжения губернатора о недопущении задержки заработной платы. Еще раз напоминаю, что в случаях задержки зарплаты материалы будут направляться в правоохранительные органы.

О проблемах и задачах можно было бы говорить еще много. Но главное, все преобразования, которые происходят в области, должны незамедлительно проводиться и в Димитровграде.