Как мы хоронили последнего таракана
«Без тараканов хорошо, а с теплом лучше», «Топите лучше – тараканы дохнут!» – под такими лозунгами прошла акция, организованная газетой «Ульяновский меридиан».
прошлую субботу Ульяновск предал земле последнего городского долгожителя. Существо, которое пережило мамонта, но не смогло привыкнуть к холоду ульяновских квартир. Панихида по последнему таракану прошла в парке Свердлова. Гражданские лица с плакатами «Топите лучше – тараканы дохнут» предали земле покойного, выполненного из пластмассы в натуральную величину, после чего забросали место захоронения домашними тапками.
«Стасики» мерзнут
Неделей раньше в нашу редакцию позвонил очередной участник рубрики «Народный совет» Дмитрий ЕРМОЛАЕВ и задал вопрос, который, признаться, поставил нас в тупик.
– Скажите, почему в Ульяновске вымирают тараканы? – встревоженно спросил он. – Столько лет были, а тут за два последних года ни одного: ни дома, ни у соседей. Даже как-то скучно стало. Не нарушится ли от этого в нашем регионе экологический баланс?
Предприняв все возможные попытки, чтобы найти ответ, редакции удалось выяснить, что численность тараканов в городе действительно достигла критической отметки.
– Тараканы вымирают из-за недотопа, – заявил нам орнитолог областной станции юннатов Олег БОРОДИН. – Раньше мы всегда могли побаловать наших насекомоядных питомцев тараканами, а теперь, как это ни смешно, они стали дефицитом. Я бы даже сказал деликатесом.
От недотопа страдают даже питомцы известного ульяновского зоолога Александра Скатулова. Свои 60 метров жилой площади Александр Викторович делит с двумя питонами, пекинесом, скорпионом и 50 попугаями.
– Я стараюсь поддерживать в квартире температурный режим не ниже 20 градусов, – рассказывает СКАТУЛОВА. – Насекомых спасаю благодаря нехитрой системе подогрева – небольшая настольная лампа установлена в паре сантиметров от аквариума.
Закон на стороне тараканов
Если недотоп ульяновские энтомологи и их подопечные, как говорится, на собственной шкуре прочувствовали, то сотрудники прокуратуры обнаружили и обнародовали этот факт совсем недавно. В ходе недавней проверки выяснилось, что согласно регионального распоряжения энергетиков до 2017 года температура теплосети в нашем регионе не должна быть ниже 120 градусов по Цельсию. А вот ульяновский экс-мэр Павел Романенко дал добро энергетикам держать на выходе 95 градусов. Это приводило к тому, что, как только ударяли морозы, в квартирах ульяновцев резко холодало. Прокуратура считает, что произошло массовое нарушение прав граждан, а потому направила в адрес мэра представление с требованием аннулировать новый температурный график.
Выступить против недотопа решил и «Ульяновский меридиан», призвав под свои знамена всех замерзающих. В минувшую субботу, 26 февраля, в парке Свердлова собрались студенты и школьники из Центра Детского Творчества № 6, городские экологи, а также примкнувшие к ним зеваки, чтобы символически предать земле последнего симбирского таракана. На гражданскую панихиду был, в частности, приглашен и заместитель мэра по топливной политике и ЖКХ Сергей Гигирев. Правда, в парк он почему-то не пришел …
В мэрии, куда был направлен запрос на проведение церемонии, удивились:
– А зачем вам тараканы? И в квартирах не так уж холодно. И вообще теперь все будет иначе, даже горячая вода летом.
Тараканов спасут кочегары
Символический прусак, уложенный в коробочку, обитую красным бархатом, наводил на грустные мысли. Например, о том, что в квартирах холодно, грипп не дремлет, а тарифы на электричество растут.
– Без тараканов хорошо, но с теплом лучше, – скандировали митингующие.
Открыла митинг-реквием ульяновский энтомолог Вера ИСАЕВА, посвятившая изучению вымирающего в Ульяновске вида несколько лет.
– Тараканы были всегда, – поведала она. – Им не страшна ни радиация, ни дуст, их губит только холод. Знаете ли вы, что первым подробно описал тараканов еще Карл Линней, восхитившись уникальностью этого организма. А первые тараканы появились на земле 120 миллионов лет назад, на 70 миллионов лет раньше динозавров. Они пережили ледниковый период, переживут и атомную войну, поскольку их хитиновый панцирь – лучшая защита от радиации, что есть в природе. Если бы нашим ученым удалость делать скафандры из хитина, мы тоже не знали бы такой опасности.
Смахивая набегающую слезу, гражданские лица узнали, что «дедушка динозавров» попал в Россию из Южного Китая вместе с первыми караванами, которые везли шелк, слоновую кость и жемчуг.
– Поэтому они так теплолюбивы, – с чувством произнес Дмитрий ЕРМОЛАЕВ. – А есть ли в городе места, где они остались?
– Да, самые многочисленные популяции, пожалуй, остались только в котельных, – ответила Вера ИСАЕВА. – Там, где высокая температура и кочегары, которые не боятся оставлять еду и винно-водочную продукцию в доступных для шестиногих друзей местах. Хотя среди тараканов встречаются и настоящие камикадзе. Беременная самка таракана, спасая будущее потомство, к примеру, прыгает в сумки или карманы, чтобы потом «переехать» в другое место обитания.
Тапок стал последним домом
Коробочку с «телом» покойного передали из рук в руки и предали земле в обычной домашней тапке.
– Обычно его им убивали, но сегодня он обрел покой в нем, – раздалось откуда-то из толпы.
Прощаясь с самым «УМ»ным читателем минувшей недели – Дмитрием Ермолаевым, корреспондены газеты «Ульяновский меридиан» пообещали «прописать» взамен ушедших рыжих «стасиков» настоящего шипящего мадагаскарского таракана по кличке Фроська. Сейчас он живет в областном инсектарии и ждет, когда же найдется хозяин, который его пригреет. Несмотря на свой размер (до 10-15 сантиметров) и угрожающее шипение, мадагаскар-ские тараканы очень миролюбивы, неприхотливы в еде. Например, в день им достаточно одной горошинки кошачьего корма или тоненького ломтика яблока.