Простая схема вымирания сел

Читая районные газеты, можно подумать, что сельская жизнь в нашей области бурно кипит и развивается. Все-то везде хорошо, ну, или просто нормально. Но в реальности дела обстоят совсем по-другому. Вот вам живой пример – село Гулюшево в Сурском районе. Прочитали мы в «Сурской правде», что в их школе на 17 учеников приходится 16 учителей. Удивились, что у них уже, как в Америке учат – по преподавателю на каждого школьника. И решили съездить, посмотреть на месте, как это происходит. Лучше б не ездили…

СЕЛО

От областного центра до Сурского часа полтора езды в хорошую погоду. Гулюшево находится еще дальше, в 10 километрах от районного центра, почти на границе с Мордовией. По прошлогодним данным Гулюшевской сельской администрации, в трех селах (Гулюшево, Акнеево и Кирзять), которыми она управляет, сегодня живут 611 семей (или 1380 человек). Но, проехав по названным населенным пунктам, мы в этом сильно засомневались. Везде было тихо и нелюдимо. Гулюшево – село небольшое. Мы даже чуть не проехали мимо него. Прошедшие недавно обильные снегопады засыпали дома по самые крыши.

На улице – ни души, в окнах – ни одного огонька. Перспектива лазить по пояс в снегу от дома к дому не радовала. На счастье, мы заметили небольшой признак цивилизации – вагончик-киоск, а возле него живого человека, женщину. «Бежим за ней!» – кричу фотографу и бодрым шагом направляюсь к обнаруженной жизни.

– Говорят, у вас тут в школе по учителю на ученика? – сходу задаю вопрос.

– А вы что, из «Сурской правды, что ли? Опять ерунду всякую писать приехали?

– Почему ерунду? – удивляемся мы и представляемся. – Мы из «Молодежной газеты», приехали написать про вашу уникальную школу, где она тут у вас?

– Да неправда все это. В школе не 17, а 26 учеников, и учителей 8, а не 16. Это все наш глава сельской администрации непонятно для чего выдумал. Вы лучше напишите про то, какой тут у нас бардак происходит. Идемте, я вам все покажу.

Знакомимся с женщиной, которая оказалась заведующей местным клубом. Тамара Кузнецова тут же стала рассказывать о своих бедах.

– После того, как в нашем старом клубе из-за аварийной ситуации стало невозможно работать, его закрыли. Ремонт делать не на что, и через пару дней клуб просто растащили по дощечкам. И никому до этого нет дела. У нас в деревне вообще нет работы. Местные мужики летом все в Мордовию ездят работать на ихние фермы. Раньше-то у соседей положение было хуже, чем сейчас у нас, а теперь все наоборот. У них жизнь в гору пошла. У нас же уезжают все, никто не хочет здесь жить.

С трудом передвигаемся – идем по колено в снегу по узкой тропинке. Вскоре нам попадается одноэтажное кирпичное здание с зияющими дырами вместо окон, без видимых возможных подходных путей к нему. Это и есть старый клуб. Вокруг него нетронутая снежная целина. Появляется ощущение, что мы забрались в далекую сибирскую глушь, где зверей больше, чем людей. Рядом с мертвым каркасом здания огромный сугроб, из-под которого выглядывает рука какого-то памятника.

КЛУБ И ШКОЛА

Небольшой домик, к которому привела нас завклубом, был больше похож на сарай. Перед входом груда наваленных дров, занесенных снегом. Лишь увидев на сарае надпись «Клуб с. Гулюшево», мы поняли, что это новый (новый ли?) клуб.

– Вы не смотрите, что он у нас так выглядит. У нас в клубе очень интересные вечера проходят. Сюда даже ребята из Мордовии приезжают. Половина домика отдана под библиотеку. Вместе с библиотекаршей мы на свои средства приводили это здание в порядок. Наш глава вообще ничем не помогал, а теперь вот хочет сюда перенести начальную школу. Для детей и молодежи в селе ничего не останется.

Как мы узнали, зарплата Тамары – 600 рублей, у библиотекарши – чуть более 1000. Учителя в местной школе получают по 1500 рублей. Вот и прикиньте, как можно на такие деньги не то что ремонт делать, а вообще – просто жить?

Главная цель нашего визита – гулюшевская школа – находится рядом с «новым» клубом-библиотекой. Внешне двухэтажное кирпичное здание выглядит вполне прилично. Внутри школы прохладно, но терпимо. Навстречу попадаются бегущие с урока ученики. Все при виде незнакомых людей вежливо здороваются. Это отличительная черта почти всех сельских школьников.

В учительской мы застали всех преподавателей. Вид у них был невеселый. И грустить было от чего. Со следующего года их заведение на самом деле собираются закрывать, так как школа потеряет статус основной общеобразовательной.

– В основной школе должно учиться не менее 30 детей, – объяснила нам одна из учительниц (представиться никто не захотел – сказали, чтоб писали от имени всех). – У нас же их сегодня 26. А раньше здесь учились и дети из близлежащего села Акнеево. Только в этом году 8 учеников ушло. Их семьи уехали из села. Со следующего года у нас останется еще меньше учеников – всего 20.

– Можно ли как-то справиться с этой ситуацией? Как быть тем родителям, чьи дети останутся без школы?

В ответ тишина. Вариантов решения вопроса нет. Люди, кто может, уезжают от плохой жизни в районный или областной центр, количество учеников постоянно сокращается. Детям со следующего года надо будет ездить в Сурское, возможно, даже придется определять их на интернатское обучение. Про свою дальнейшую судьбу гулюшевские учителя ничего не знают.

– О нас просто забыли. Уже давным-давно не выплачиваются книжные деньги, не оплачивают коммунальные услуги. И что мы будем делать после закрытия школы – непонятно. Не у всех ведь есть возможность куда-то уехать из села. Родители учеников против закрытия школы, но поможет ли это – неизвестно.

Содержание школы становится дорогим удовольствием для местной администрации. В том же материале местной газеты, подписанном, кстати, главой Гулюшевской сельской администрации Николаем Чигариным, так прямо и написано: «Если бы не школа, то нам дров вполне хватило бы для обеспечения ветеранов войны и труда, чернобыльцев. Этот вопрос остается открытым». Про ветеранов, конечно, не надо забывать, но и о будущем поколении тоже надо беспокоиться. При нас одна из учительниц, не стесняясь корреспондентов, выпрашивала у кого-то 3 тонны угля на отопление.

Самое тяжелое то, что никто на самом деле не знает, как выйти из создавшегося положения. У родителей учеников есть один вариант, но вряд ли они смогут потянуть такую финансовую нагрузку при их-то нынешних заработках. Смысл их варианта такой: перевести оставшихся школьников в то же многострадальное полусарайное помещение «нового» клуба и на свои деньги оплачивать отопление и освещение помещений, а также работу учителей. Так все, что касается молодежи, сведется в одно маленькое пространство. Разве это хорошо?

Гулюшевская школа, скорее всего, станет не первой и, увы, не последней, которая из-за отсутствия учеников будет вынуждена закрыться. Какая судьба ждет опустевшее здание, местные жители уже знают. Скорее всего, его растащат так же, как и старый клуб. И все от той же бедности.

СХЕМА ВЫМИРАНИЯ

Вот так, поехав сделать любопытный материал, мы своими глазами увидели, как происходит вымирание села. Нет работы – люди уезжают на ее поиски вместе с семьями и детьми – закрываются клубы и школы – в поисках хорошего образования люди опять вынуждены уезжать – в селе остаются, в основном, пенсионеры – они постепенно умирают, а притока новых людей нет. Вот она, классическая ульяновская (а, возможно, и россий-ская) схема вымирания села в действии. По словам местных жителей, по этому пути уже прошли их соседи из села Акнеево, где пустые дома с заколоченными окнами уже давно не редкость.

На фоне всего вышеописанного слова из того же материала «Сурской правды» о том, что на

местных кладбищах поставили новые ограды и провели очистку территории, звучат как-то особенно грозно и мрачно…