Олег Пушкин, директор МУЖКХ “ДЕЗ”: “Мне жалко этих денег”

О проблемах ЖКХ говорят все: и простые ульяновцы, и политики с депутатами. Причем, и те и другие бранят мэрию с ее специализированными структурами и дальше, до президента. Но не все понимают, почему у нас высокие тарифы, почему протекают крыши и почему, наконец, в городской казне не хватает средств. На этот счет есть много точек зрения. Сегодня наш корреспондент Константин Юречко попросил поделиться своим мнением по этим вопросам человека из ЖКХ

– Олег Иванович, не на¬чать ли нам с понятия “квартплата”? Или для Вас этот вопрос неудобен?

– Отчего же, давайте начнем с этого. Итак, квартплата с коммунальными услугами сегодня – 34 рубля за квадратный метр. (Мы платим по 24 рубля, остальное доплачивает мэрия). Если брать стоимость горячей воды и тепла, то это будет составлять около 60 процентов от этой суммы. Берем эксплуатацию и техническое обслуживание домов. Так вот на это из 34 рублей остается около 4 рублей. Но даже и из этих “копеек” мы платим энергетикам за места общественного пользования – лестницы, лифты, подвалы и прочее.

– Значит, наши энергетики “жируют”?

– Да не наши. “Упьяновскэнерго” тоже бедствует. Потому что РАО ЕЭС заставляет их покупать почти восемьдесят процентов энергии у ФОРЭМА. Это при том, что у нас есть свои ТЭЦ. А что такое ТЭЦ, для чего она предназначена? Она должна вырабатывать электроэнергию. Тепло – это побочный продукт. Представьте себе, если бы летом, когда тепла не надо, ТЭЦ вырабатывала электроэнергию, то горячая вода шла бы в дома бесплатно. Потому что она, можно сказать, отходы при производстве электричества.

– А на наших ТЭЦ есть оборудование для производства электроэнергии?

– Конечно, но оно практически простаивает. В год его включают разве что на 20 процентов. А остальное время ТЭЦ работают как дорогостоящие водогрейные котлы. В прошлые времена за такие действия непременно привлекли бы к самой строгой ответственности. А сейчас…

– Олег Иванович, знаете ли Вы причину высоких тарифов?

– Их много. Ну, вот пример. До 1 января 2005 региональная энергетическая комиссия (РЭК) устанавливала тарифы и деньги за это получала от РАО ЕЭС. Потому что считалась частью ее. И надзорные органы были в структуре РАО ЕЭС. Получалось так, что энергетики сами производили товар, сами устанавливали на него цены и сами проверяли качество своей работы. Только в этом году это переменилось.

– И что это может дать?

– Может дать то, что люди, которые утверждают тарифы, напрямую не будут зависеть от РАО ЕЭС. Но не это всё-таки главное. Главное – в наших ТЭЦ. Если бы они смогли работать в комбинированном режиме, то есть делать и тепло, и электричество, тарифы были бы другими. Гораздо ниже.

Вот я посмотрел смету затрат энергетиков на 2005 год. Что увидел? На закупку газа они закладывают полтора миллиарда. На покупку энергии из ФОРЭМА – 1 миллиард 100 миллионов. А есть в смете и совсем любопытный пункт. Абонементная плата – 369 миллионов. Это знаете за что? За то, что мы пользуемся услугами ФОРЭМА. Итого: ФОРЭМУ мы перечисляем почти полтора миллиарда. Но самое интересное в чем? Если бы, как положено по проекту, наши ТЭЦ работали на комбинированном режиме, затрат на покупку газа, миллиарда с хвостиком, им хватило бы и на производство и тепла, и электроэнергии. То есть, вы понимаете, что получается? Мы платим деньги за то, что ТЭЦ не работают.

– А если бы они работали? Можно подтвердить цифрами факт, что нам стало бы лучше?

– Да, легко! Вот посмотрите! Наши ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – это мощные энергетические предприятия, способные при 80-процентной загрузке вырабатывать 7 миллиардов 500 миллионов киловатт-часов плюс полностью обеспечивать город горячей водой и теплом круглогодично. Кстати, вся наша область потребляет 5 миллиардов 600 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Представляете, нам бы не только самим электричества хватило, но мы бы еще могли его продавать нашим соседям. А так что получается? Миллиарды – чужому дяде.

Мне жалко этих денег. Нашему “ДЕЗу” полутора миллиарда хватило бы на то, чтобы капитально отремонтировать все крыши домов. И значит, большинство проблем было бы решено. Ведь, понимаете, если крыши текут, то и внутри дома портятся.

Если бы не отдали ТЭЦ… В Татарстане не отдали, в Башкирии, в Чувашии. Там теперь и тарифы куда как ниже.

– Говорят, наша мэрия ТЭЦ отдала “Ульяновскэнерго”?

– Да, не мэрия, Горячев отдал. Но Горячев крутой мужик был, в то время сам контролировал тарифы, и энергетики не смели с ним спорить. Могли бы, наверное, подать в суд, но тогда им пришлось бы предъявлять смету затрат, и тут наверняка вскрылись бы неудобные для них цифры. Горячев, видимо, и играл на этом. А вот следующая администрация сдалась Чубайсу. Вот и результат.

– Олег Иванович, а есть ли хотя бы теоретическая

возможность вернуть ТЭЦ?

– Мне кажется, это маловероятно. Как говорят, что с возу упало, то пропало. Да вопрос ведь, собственно, не в чьем ведении ТЭЦ находятся. Важно, чтобы они работали в режиме производства не только тепла и горячей воды, но, главное, и электроэнергии. Тогда бы, как я уже говорил, у города казна весьма пополнела. И ремонт бы вели, и жилье бы строили, да мало ли какие “дыры” можно было бы залатать полутора миллиардами.

– Я думаю, все уровни ульяновской власти поддержали бы это…

– Я в этом не сомневаюсь. Но даже властям решить этот вопрос будет непросто. Тут наша, всехульяновцев, поддержка нужна. Надо уломать, убедить, уговорить энергетиков сделать так, чтобы городу стало лучше. Ну, нельзя же все время с больной головы валить на здоровую. Мэрия, мол, виновата, губернатор недорабатывает, депутаты куда смотрят.

Менять прицел нужно.

Комментарий корреспондента.

Рассказывал мне приятель о такой вот картине. На ул. Гончарова мужчина, перевернув урну, выкладывал из нее мусор. Другой мужчина подошел и поддал ему в зад. Мол, надоели вы, бомжи, грязь разводите. Первый мужчина поднялся и говорит: «Извините, я не бомж, я дворник. Я урны очищаю, мусор в контейнеры выношу».

Так примерно и у нас получается. Бьют не того, кто сорит, а того, кто, наоборот, прибирается.