Мобильный приговор
Супружеская парочка из Заволжья за неполных полтора месяца похитила 6 сотовых телефонов.
Где взять деньги наркоману?
Инне и Василию Пискуновым постоянно не хватало денег. Впрочем, это обстоятельство неудивительно: оба супруга находились в перманентном поиске работы, который успехом не завершался, и постоянных источников дохода не имели. К тому же Василий некоторое время назад подсел на наркотики и к осени прошлого года уже состоял на учете в областной клинической наркологической больнице с диагнозом «опийная наркомания 2 стадии». Естественно, что супруги постоянно нуждались в деньгах. И, в конце концов, Инне пришел в голову план материального обеспечения семьи.
– Слушай, давай у Славки мобильник украдем и продадим! – предложила она мужу. – Только надо все тщательно продумать…
Телефон под расписку
7 сентября прошлого года Инна с Василием пришли в гости к Вячеславу Станкову, которого, кстати, они давно знали. Позже на суде Станков признается, что всегда считал Пискуновых своими хорошими приятелями. Они поболтали, и Слава вышел вместе с ними во двор.
– Слушай, дай свой сотик позвонить, – попросил Василий.
– Да у меня там деньги на счете кончились.
– А у меня симка есть, можно вставить.
Пискунов отправил за сим-картой Инну в их машину, но та ее не нашла. Тогда Василий сам нашел ее и вставил в телефон Станкова. Инна в это время уже сидела в машине. Василий стал набирать номер, сделал вид, что разговаривает, потом сказал Вячеславу:
– Слушай, дай ручку, номер записать надо.
Станков вернулся в свою квартиру и стал искать ручку. Через несколько минут его подруга вошла к нему в комнату и сказала, что Пискуновы уехали.
Станков лишь растерянно переспросил:
– Как уехали, у них же мой телефон…
Вечером Станков пришел к Пискуновым, но дома никого не было. На следующий день ему открыла Инна.
– Ой, Слава, честное слово, это случайно получилось, – принялась оправдываться она. – Сейчас Вася в командировке, но мы тебе телефон вернем, прямо сегодня вечером.
– Пиши расписку! – потребовал Вячеслав.
Инна расписку написала, но в указанный срок телефон ему так и не вернули. На следующий день он у подъезда дождался, пока Пискуновы придут, но результатом стала лишь еще одна расписка. Телефон ему так и не вернули, и с тех пор он Василия и Инну больше не видел.
«Девушка, дайте позвонить»
Телефон они продали, но деньги быстро кончились. Поскольку Станков их больше не беспокоил, они решили, что изобрели гениальный план добычи денег. И 28 сентября успешно повторили его. Правда, на сей раз в жертвы выбрали незнакомого. Увидели двух идущих по проспекту Ульяновскому девушек, одна из которых разговаривала по сотовому телефону, остановили машину, и Инна одолжила у будущей жертвы телефон. Сделала вид, что набирает номер, и попросила ручку. Девушки стали рыться в сумках, а Пискунова быстро отошла к машине, села в нее, и они уехали.
Чаепитие
с телефонными разговорами
Потерпевшим в третьем эпизоде, который случился 2 октября, опять стал приятель Пискуновых. Правда, схема хищения здесь была несколько видоизменена. Они отправились к давней подруге Инны Маргарите Поспеловой, которая жила вместе с Григорием Самойловым, точно зная, что та на работе. Григорий пригласил их попить чаю и пошел на кухню ставить чайник. Перед этим Инна сказала, что ей срочно нужно связаться с Маргаритой.
– Позвони с моего мобильника, – предложил Григорий.
– Я была очень удивлена звонком Инны, – рассказывала на суде Поспелова. – Она говорила ни о чем – как дела, как работа. Раньше ее это не интересовало, да и стоило ли с мобильного телефона для такого трепа звонить. Потом я вспомнила, что они с Васькой вечно деньги ищут и недавно вроде бы у своего знакомого телефон украли. Позвала Гришу и велела ему выпроваживать эту парочку.
Но Инна, видимо, обладала немалым даром втираться к людям в доверие. Несмотря на предупреждение подруги, он не стал протестовать, когда Инна сказала, что она заберет телефон, чтобы позвонить еще раз с улицы. Вышел с ними во двор.
– Ой, а я телефон в твоем кресле оставила! – похлопав по карманам, «спохватилась» Инна. – Гриш, принеси, пожалуйста!
Доверчивый парень послушно отправился за сотиком. Стоит ли говорить, что его поиски успехом не увенчались.
Заявление
Подробно описывать оставшиеся эпизоды нет смысла. Все они проходили по плану, применяемому в первом хищении. Четвертой жертвой опять стала знакомая Инны, которая тоже слышала о похождениях «мобильной парочки», но тем не менее дала Пискуновой телефон. Двумя последними потерпевшими стали незнакомые Пискуновым мужчина и девушка. Однако супруги действовали слишком уж нагло. Григорий Самойлов написал заявление, в котором указал, что телефон у него похитила именно Инна Пискунова. И 21 октября ее арестовали. Василия взяли под стражу 3 ноября.
Идея украсть приходила… спонтанно
В середине февраля вступил в законную силу приговор Заволжского районного суда, который его работники между собой называли мобильным.
Основной статьей обвинения стала часть 2 статьи 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Обвиняемые, конечно, пытались пройти по более мягкой статье, пытаясь доказать, что предварительного сговора между ними не было. Но их аргументы были, мягко говоря, смехотворными и в точности повторяли известный анекдот о том, как жертва убийства сама упала на нож и «вот так все семь раз». Так, например, оба супруга утверждали, что они понятия не имели, что их половина прикарманила очередной мобильник, и о краже узнавали лишь через несколько дней – и так каждый раз. Кроме того, Инна Пискунова заверяла, что во всех эпизодах идея похитить телефон у нее возникала спонтанно, как только аппарат оказывался у нее в руках – прямо гипноз какой-то. Такими показаниями она пыталась избежать обвинения в предварительном умысле преступления. Однако Заволжский районный суд эти доводы убедительными, конечно, не счел. «Об умысле подсудимых о совершении хищения … по предварительному сговору свидетельствуют доказательства, … что их действия носили согласованный характер … с распределением ролей – один вводит в заблуждение потерпевшего … а другой в это время следит за местностью … фактически подсудимые совершили множество однородных, по сути преступлений, разыгрывая каждый раз один и тот же сценарий» (цитата из протокола – С. Л.). В итоге процесса под председательством судьи Черненко супругов Пискуновых признали виновными в мошенничестве. По совокупности преступлений Василию Пискунову было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием в колонии-поселении, его жена получила на четыре месяца меньше. При вынесении приговора было учтено, что некоторым потерпевшим обвиняемые добровольно возместили ущерб.