Каждый имеет свою цену

Как всякий конформист, Владимир Иванович Ширманов благоволил и раболепствовал перед действующей в каждый данный момент областной властью: перед выборами 2000 года он руками и ногами был за Юрия Горячева; после выборов, став главой Базарносызганского района, он публично заявил, что для него никого, кроме Шаманова, нет.

Морозова Владимир Иванович называл не иначе, как “самарским бандитом”. Потом он метнулся в сторону Герасимова. После снятия его фаворита с дистанции Ширманова выручил … Морозов: он приехал в район на встречу с избирателями и взял его с собой в Ульяновск. Возвратился он оттуда окрылённый, взахлёб произнося: “Оказывается, он свой в доску. Только каждый имеет свою цену».

Шаманов курировал Базарносызганский район, поэтому никаких требований к Ширманову он не предъявлял. Его целью всегда было безраздельное властвование в районе и самообогащение. С самого начала его руководства начался “отстрел” тех, кто до этого вёз район. На совещаниях, как говорят сельчане, он называет всех, кто не заглядывает ему в рот, жуликами и ворами. Всем насаждает собственное мнение, что альтернативы ему нет. “Я нанесу по оппозиции такой сокрушительный удар, что все разбегутся из района”, – заявляет Ширманов.

Бывшему председателю соцзащиты оставалось полгода до пенсии. На его “живое” место приняли бывшего учителя Расщупкина А.С., который ежедневно ездит в райцентр. Угрозы звучат даже на аппаратных совещаниях, где, кстати, всегда присутствует прокурор. На ключевых постах сидят его окруженцы, не имеющие своего мнения и берущие всякий раз под козырёк. Не знающая дела молодёжь работает, а все опытные специалисты стоят на бирже. Очень высоко число безработных.

С подчинёнными, по слухам, Ширманов ведёт по-хамски, особенно с учителями. Это, вероятно, оттого, что учение не давалось, – он так и остался без образования. О тактичности и культуре общения с людьми не может быть и речи. В качестве стиля руководства он использует принцип “кнута и пряника”.

Сейчас, когда из района разогнаны лучшие специалисты, Ширманов на время отбросил “кнут” и достал “мешок пряников” – скоро выборы, и политику разнузданности и вседозволенности надо поворачивать.

За пять лет в районе не было ни одного схода граждан, ни одного предвыборного обещания не выполнено.

В бытность Ширманова председателем комитета по управлению имуществом, заместителем главы райадминистрации и членом Совета директоров, райпищекомбинат, где совладельцем акций была администрация в лице управления сельского хозяйства, был низведён на нет. При его непосредственном участии проводилась реорганизация государственных сельхозпредприятий. Ни одного хозяйства не сохранилось. Тройственный союз – Ширманов, его брат, заместитель генерального директора ПО “Теплоприбор” и сам генеральный Фоминцев, под видом разорившегося хозяйства взяли “на буксир” “Басагро”, простив долги за пять лет. Пытаясь создать из “Басагро” некий “оазис”, они перетянули туда весь районный скот и технику. Уже пять лет, как нет СПК “Родина” (с. Лапшаур), из которого Ширманов обещал сделать “город-сад”. После Нового года, как говорят сельчане, угнали оставшихся коров и два последних трактора, оставив людей с лопатами. Также вычищен огромный машинный двор. Кстати, технику потом собирают из деталей на заводе и продают.

От телятников и коровников остались две полуразрушенные фермы. Имущество СПК оценивалось незаконно: коровник – 1200 рублей, машины и трактора – от 200 до 400 рублей. Коров оценили в тысячу за каждую. Акт передачи составили, а саму передачу не проводили. 400 тонн пшеницы и 50 тонн солярки забрали без акта передачи, а долги оставили “Родине”. Чтобы уйти от долгов, на базе СПК “Родина” незаконно образовали “Восток-агро”. Вместе с такими хозяйствами, как “Юг-агро” (бывший СПК “Восход” в Папузах), СПК “Юрловский”, “Восток-агро” пошёл под нож. Из 4200 гектар пашни под конец засевалось лишь 200-300 гектар.

Два года конкурсный управляющий из Жигулёвска Самарской области Евгений Кузнецов банкротит хозяйство, за что ему ежемесячно платят десять тысяч рублей. За два года набежало 240 тысяч. А срок банкротства могут продлить. Ещё в июне 2001 года суд вынес решение вернуть имущество СПК “Родина” и возместить хозяйству нанесённый ущерб. Однако до сих пор это решение суда саботируется и не исполняется.

В районе в целом обрабатывается не более десятой части земли. По данным статуправления, которые и без того завышены, район по всем показателям находится на последнем месте.

Когда строилась дорога в Годяйкино, в Юрловке осуществлялась программа строительства социальной сферы села, в рамках которой были построены водопровод, теплотрасса, КБО, дом ветеранов, котельная, баня, почта, столовая. Всё это уничтожили одним махом.

По инициативе районных властей было образовано “Юг-агро”, куда и забрали всю базу Юрловки. Скот угнали, хозяйство ликвидировали, рабочих разогнали. На примере Юрловки можно сделать вывод, что в районе проводятся антинародные реформы. Цель – отмыть деньги и обогатиться. Властям даже выгодно то, что всё разворовывается: спросить не с кого, а под шумок можно и умыкнуть много чего.

Без согласия членов кооператива, за бесценок был продан физкультурно-оздоровительный комплекс бывшего СПК “Дружба” (с. Раздолье), оцениваемый в миллионы рублей. Ушли в никуда здания и оборудование квартальной котельной, бани, колбасного цеха. От детского сада и клуба остались лишь жалкие развалины.

В районе более 20 частных пилорам, две из которых, как говорят сельчане, принадлежат Ширманову. Лес – единственный для района ресурс – разворовывается.

Облегчая эту задачу, глава района расставляет угодных ему, а, по сути, бездарных руководителей: начальник сельхозуправления 65-летний Николай Григорьевич Арискин, проживающий, кстати, в селе Раздолье; ничем не проявивший себя ранее директор ООО “Восток-агро” Арискин В.П.; разваливший СПК “Должниковский” директор ООО “Басагро” Жигалов Н.А. В результате так называемых “новых подходов” сельское хозяйство в районе бесповоротно разрушено. Рапортуя об “успехах”, Ширманов вводит в заблуждение областных чиновников. Прослеживается линия устранения перспективных руководителей.

Для прокуратуры в районе непочатый край работы. Вот только, выделив прокурору и начальнику РОВД квартиры в 27-квартирном доме ветеранов по улице Советской, 71, глава овладел “карманными” правоохранниками, которые вряд ли пойдут против него и его окружения.

За период правления Ширманова не стало районной налоговой инспекции, соцстраха, почты, газового участка, ПМК (из-за чего не чистятся дороги, не подвозится хлеб, не могут проехать машины “скорой” помощи и пожарные), вневедомственная охрана. Была организована частная охранная контора на “Теплоприборе”, из-за чего участились случаи воровства и хулиганства даже в центровских магазинах (“Автомир”).

Ширманов так доуправлялся комитетом по имуществу, что здание, техника и оборудование муниципального предприятия бытового обслуживания населения были успешно разбазарены.

Став главой района, он ликвидировал предприятие, оставив коллектив в 60 человек без работы. Долги по зарплате, которые по некоторым сведениям составили 19 млн. рублей, не погашены до сих пор.

Во главе райпо (“пьяная контора”) была поставлена приближённая Ширманова Туманова Н.Т., также не имеющая специального образования. С его одобрения она разогнала специалистов с большим стажем. Была разбазарена кооперативная собственность: хлебный магазин, магазин стройматериалов. Ширманов отдал в частное владение Тумановой столовую, а она ему бывший универмаг. С участием Тумановой, с подключением главврача СЭС Королёвой Т.И., торгового отдела администрации и других инспекционных служб района, был разорён Центральный рынок, а продавцы изгнаны с обустроенных ими же торговых точек.

Крайне негативно отношение к предпринимательству и малому бизнесу. Не избежали гонений и преследования даже те чепэшники, которые поддержали будущего главу во время выборов. Была создана протекция в торговле приближённым Трошкиным. Товарооборот не контролируется, “левая” выручка изымается, в бюджет поступают мизерные остатки.

Торговые точки и другие объекты глава пытается прибрать к рукам для нецелевого расходования бюджетных средств. Зачем, к примеру, было закапывать в землю с помощью ООО “Комбат” из Ульяновска более 100 тысяч на возведение сквера напротив школы или строить крыльцо райфо, из-за которого бюджетникам более трёх месяцев не давали зарплату? Неужели перестройка универмага важнее недостроенного корпуса инфекционного отделения ЦРБ? Да мало ли в районе проблем, на которые Вовочка должен был в первую очередь направить свои усилия! В столовой СШ № 1 нет стульев, дети едят стоя, даже не подозревая о том, что обедают “а-ля фуршет”.

Недавно г-жа Базова (зам районного главы) отчиталась перед Игорем Тихоновым, что в районе с культурой всё в порядке. А, в действительности, ДК сохранился только в райцентре и то, чтобы, самое большое, провести там встречу. Ни концертов, ни фильмов там не показывают. Не работают библиотеки. Социальные объекты не отапливаются. Такие мероприятия, как свадьбы и поминки проводятся … в школах, что категорически запрещено. Школьные крыши текут. Холодно в больницах. Зарплату врачам выдали за январь.

На “Теплоприборе” от 1500 рабочих осталось около 400. Мизерную зарплату в 800 рублей рабочие получают с задержками. Руководство же назначило себе по 40 тысяч.

Сейчас Ширманов усиленно налаживает отношения с областью. Если областные чиновники ведут приём граждан, то он обязательно присутствует. Кто же в такой обстановке осмелится пожаловаться на него? Зачастил он с поездками в Ульяновск. На каждую еженедельную поездку он тратит пять тысяч целковых (бензин и командировочные расходы). В год это составляет 240 тысяч. Не дороговато ли обходится глава районному бюджету? Пожалуй. Но “каждый имеет свою цену”.