За злобой дня не терять перспективы
Как бы мы ни стремились к приоритету власти закона в нашей жизни, на сегодня у нас «правит бал» непосредственно чиновник, особенно крупного ранга. Подмечено также, что большинство из них, «проходя через власть», переживают три основных «этапа развития».
Домогаясь властного кресла, они громогласно вещают о своем горячем желании отдать себя на благо народа, придя во власть, поначалу фонтанируют блестящими планами и проектами, а более-менее благополучно «оттянув» свой чиновничий «срок», незаметно исчезают с горизонта общественной жизни, напрочь забыв о своих обещаниях всегда «радеть» за наше благо.
Сколько их уже прошло через нашу жизнь, людей, проделавших путь из «ничего» в «никуда»! А между тем каждый из них в свое время в немалой степени влиял на наши судьбы, на жизнь всего города.
Тем приятнее было услышать звонок Владимира Александровича Шерина, бывшего «главного финансиста» города, который выразил желание встретиться и поделиться своей точкой зрения на некоторые процессы и тенденции городской жизни, наметившиеся в последнее время.
– Владимир Александрович, сильно изменилось ваше восприятие городской жизни со сменой места работы?
– Пока нет, потому что прошло не так уж много времени, и мне все городские проблемы близки, я еще от них не оторвался. Тем более, что, начиная с октября прошлого и практически до января нынешнего года, я исполнял обязанности главы города. И до сих пор, знакомясь с городскими новостями, я ловлю себя на том, что смотрю на события еще «теми» глазами, настолько мне это близко и небезразлично.
– Сейчас в большой моде слово «команда», и когда происходит смена руководителя, обычно проводится активная ротация кадров. Насколько это, на ваш взгляд, оправдывает себя?
– Для меня в этом вопросе есть только один критерий: конечная эффективность работы. И смена «команды» должна обеспечивать повышение эффективности, которая будет выражаться в каких-то конкретных показателях. Для примера, в работе управления финансов мог бы назвать, опять же, достоверное прогнозирование и качественное формирование бюджета, безусловное выполнение всех расходных статей: своевременная выплата заработной платы, обеспечение всех видов коммунальных услуг, все предусмотренные решениями Советом депутатов выплаты социального характера, благоустройство и т.д. Не открываю ничего нового, но это все – киты, на которых стоит финансовая политика города. И если за последние четыре года эти вопросы решались, на мой взгляд, удовлетворительно, то это должно стать той планкой, ниже которой нынешней команде опускаться недопустимо, а надо ставить более амбициозные задачи. Вот в этом случае все перемены будут оправданы.
– Прошло три месяца, как работает новая команда – время, достаточное, чтобы оценить ее потенциал, сделать первые выводы по достигнутым итогам…
– Вот никаких оценок-то мне и не хотелось бы «выставлять». Во-первых, по этическим соображениям. А главное, я не владею полнотой информации, чтобы делать категорические оценки, даже если бы и хотел.
Но вот один любопытный нюанс. Я внимательно вычитываю все городские и основные областные газеты, смотрю телевизионные выпуски новостей. При этом по областным СМИ вижу, насколько активно действует губернская команда Сергея Ивановича Морозова: в любом номере – буквально букет его инициатив, решения и конкретные шаги их реализации, действия в экономической, общественно-политической и иных сферах. Чего не скажешь о содержании городских газет: в них деятельность городской администрации, мягко говоря, совершенно не просматривается. И меня это, как рядового горожанина, несколько настораживает. Ведь за три прошедших месяца, на мой взгляд, должны были появиться новые инициативы, проявиться новые взгляды. Может быть, они и есть, но я, повторяю, сужу по средствам массовой информации. В бытность С.Морозова работа администрации отражена была гораздо более активно.
– Кстати, а насколько объективно она была отражена?
– С моей точки зрения, достаточно объективно. Я не знаю случаев, когда скрывались бы какие-то важные факты деятельности администрации, даже негативные. И в этом, конечно, была заслуга самих СМИ.
– Исходя из вашей положительной оценки работы городских журналистов, можно предположить, что не только СМИ виноваты в том, что деятельность власти отражается сегодня не столь активно. Информацию-то мы берем из жизни…
– Естественно, что я далек от мысли, что вся пресса с января дружно отвернулась от городской администрации. Ведь информирование общества о деятельности власти – это приоритетная задача СМИ.
Теперь хотелось бы вплотную перейти к вопросам, которые вызвали необходимость нашей встречи.
Центральное место в моей работе занимали вопросы финансирования и формирования бюджета. При этом управление финансов создавалось в 2001 году практически с «нуля». Приятно, что и со сменой руководства сохранился этот коллектив высокопрофессиональных людей, владеющих компьютерной техникой и современными методами формирования бюджета. От многих аналогичных подразделений наше управление выгодно отличалось тем, что занималось и прогнозированием доходной части городского бюджета с высокой точностью и достоверностью прогнозов. Поэтому мы всегда смело шли на любые варианты финансирования, в уверенности, что эти расходы будут компенсированы соответствующими доходами.
В последнее время мне попались на глаза несколько высказываний достаточно ответственных лиц администрации и Совета депутатов, в которых бюджет нынешнего года назван чуть ли не нищенским, и теперь новой администрации приходится разгребать завалы, доставшиеся от прежней команды. И вот с этим я категорически не согласен.
С моей точки зрения, бюджет 2005 года значительно лучше прошлогоднего: его доходная часть на 33 процента больше. Безвозмездной помощи город в этом году получает 244 миллиона, против прошлогодних 15 миллионов. На основе принятых Законодательным Собранием решений, вытекающих из изменений Бюджетного и Налогового кодексов страны, вступивших в силу с 1 января текущего года, город потерял около 120 миллионов рублей налоговых поступлений – и это единственная слабая позиция. Налог на доходы физических лиц будет, полагаю, удержан на уровне прошлого года – это одна из самых стабильных статей. Объем акцизов не меняется. Налог на совокупный доход на 30 миллионов возрастает. Налог на имущество, в целом, возрастает на 40 миллионов. Несколько возрастают арендные платежи. Продолжают расти доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. И в итоге получается: на 63 миллиона рублей собственные налоги уменьшаются, но зато получаем дополнительно 229 миллионов безвозмездных перечислений. Могу еще добавить, что все 12 областных учреждений, которые в прошлом году финансировал город, нам удалось вернуть в областной бюджет – а это десятки миллионов рублей. И сетовать на скудость принятого нами городского бюджета – некорректно.
А с другими выпадами в адрес прежней администрации со стороны представителей новой власти вам приходилось сталкиваться?
Такой информации у меня нет: никаких серьезных упреков в наш адрес я не слышал. И это в любом случае правильно, ибо сейчас надо не на прошлое оглядываться, а думать о будущем.
– Какими вам видятся самые перспективные шаги в направлении этого будущего?
– Честно говоря, это и есть главная тема, которую мне хотелось затронуть в нашем разговоре.
Во-первых, уже сегодня надо думать о бюджете 2006 года. Здесь, с моей точки зрения, в этом году наш город имеет, в свете последних четырех и даже более лет, уникальную ситуацию: главой областной исполнительной власти стал выходец из Димитровграда – Сергей Иванович Морозов. И в этом случае вижу главной задачей Совета депутатов и горадминистрации установление самых тесных деловых контактов с областными структурами власти. Зная Сергея Ивановича, убежден, что им очень благоприятно будут восприняты любые наши инициативы, направленные на благо города и области. И эти возможности безусловно необходимо использовать. Ведь многие источники пополнения как городского, так и областного бюджетов лежат в плоскости инициатив, с которыми область выходит на федеральный центр. Ведь не секрет, что в ближайшие годы благополучие области будет зависеть не только от наших усилий, но и помощи федерального центра. И в этом плане я пока не нахожу высказываний ни со стороны депутатов, ни от руководителей администрации, какие существуют резервы для увеличение доходной части бюджета. За последние месяцы я, к примеру, даже не услышал упоминания о наукограде. Пусть меня извинят, но это непозволительная роскошь – забросить идею о присвоении Димитровграду статуса наукограда. Понятно, что идея в центр должна исходить от области. Но если прежде Шаманов тормозил эту работу, не подписывая ни одного документа, то Сергей Иванович в этом плане нас поддерживает. Тем более, что сейчас правительством упрощен порядок присвоения городам статуса наукограда, и утвержден порядок предоставления субвенций со стороны федерального бюджета наукоградам. И исходя из того, что мы имеем уже разработанную программу развития как города наукограда, то эту задачу надо ставить как приоритетную, и она имеет высокую вероятность положительного решения. Вместо этого все чаще поднимаются разговоры о перспективе получения статуса свободной, или благоприятной, зоны. В этой связи хочу обратить внимание на то, что в правительственных кругах обсуждается пока только ПРОЕКТ соответствующего закона, а когда будет принят сам закон еще неизвестно. Но и после его принятия пройдет немало времени на соответствующие изменения в бюджетном, налоговом и таможенном законодательстве. И уж совсем наивными выглядят даже предположения, что подобный статус затем будет легко и свободно получить при первом желании той или иной территории. Получается в итоге, образно говоря, что статус наукограда лежит от нас в метрах, а до свободных зон путь предстоит еще километровый.
И последний довод. Если с получением статуса наукограда город непосредственно на свои нужды, свои цели получит субвенции федерального бюджета, то прежде чем заполучить инвестиции в свободную зону, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру за счет городского бюджета, то есть вложить деньги в расчете на будущие возможные блага. И в самом благоприятном случае, эффект мы получим через много лет. А проект наукограда может состояться уже в 2006 году.
Далее. В конце прошлого и в начале текущего года правительство издало ряд постановлений о порядке распределения дотаций из федерального фонда поддержки субъектов, субвенций из фонда компенсаций, дотаций и субвенций из фонда обязательного медицинского страхования, субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов – целый пакет документов по методике распределения средств между субъектами. И внесение инициатив по поводу методик распределения федеральных средств, которые было бы необходимо утвердить на территории Ульяновской области, должно стать важнейшей задачей обеих ветвей власти. С.Морозов всегда положительно относился к подобного рода инициативам, и мы постоянно шли в область со своими предложениями, инициировали эти процессы. Другое дело, как нас тогда там встречали. А С.Морозов восприимчив к подобным предложениям, если они учитывают взаимные интересы города и области. А мы пока бездействуем в этом важном вопросе, упуская драгоценное время.
Третий момент. Лишь изредка и вскользь упоминается о необходимости участия в федеральных и областных целевых и адресно-инвестиционных программах. И в этой области мы имеем чрезвычайно благоприятную обстановку на включение нашего в них участия.
Сегодня уже нельзя обходиться в работе только устоявшимися, традиционными методами и формами. И лишь реализация вариантов экономического развития, перечисленных выше – наукоград, методики и целевые программы – позволит получить нашему городу реальную перспективу дальнейшего всестороннего развития. Вот об этом мне и хотелось высказаться.
– Позвольте задать пару вопросов, так сказать, личного характера. Нередки случаи, когда со сменой социального статуса человека сильно меняется и отношение к нему со стороны общества, и часто те, кто старательно заглядывал в глаза человеку, когда тот находился во власти, сегодня старается побольнее «пнуть» его. Вас такая ситуация не коснулась?
В общем-то, нет. Правда, одна из газет, комментируя мой уход из администрации, позволила себе оскорбительное выражение «Шерину указали на дверь». Помилуйте, у меня истек мой четырехлетний трудовой контракт с администрацией. Право главы – предложить или не предложить мне продлить его. Но далеко не факт, что я обязательно согласился бы и дальше работать в администрации, поступи такое предложение. Также мне хотелось бы опровергнуть и еще одну инсинуацию того же автора, что я, якобы, «просился» в НИИАР, но меня туда не взяли. Я для себя давно, еще в 2000 году, решил, что в НИИАР не вернусь.
И завершая этот разговор, просил бы выразить искреннюю благодарность Вячеславу Михайловичу Альшакову за предложение работать на его предприятии, сделанное в не самый благоприятный для меня момент. Я ведь до последних дней исполнял должность главы города, и мне было не до поисков нового места работы. Кстати, в моральном плане в этом плане не все отлажено. Вот работает человек в администрации, стал не нужен руководству, и сразу до него никому никакого дела нет. А в той же областной администрации, к примеру, вопрос социальной защищенности решены: при увольнении человек бывает материально защищен.
– Кстати, какова ваша сегодняшняя официальная должность?
– Я – заместитель директора РУЭС. Сфера связи мне достаточно знакома: я два года работал в родственной организации – в «Связьатоминформе». И я вполне удовлетворен, что сегодня имею честь работать в таком трудолюбивом, высокоорганизованном коллективе, как РУЭС.