Где взять деньги на ремонт дорог?

О катастрофическом состоянии дорог в России сегодня говорят на всех уровнях. В министерстве транспорта прямо заявляют о том, что для нормального функционирования дорог государством должно выделяться в четыре раза больше средств, чем выделяется в настоящее время.

Это о понимании проблемы в верхах. Но самыми “красноречивыми” здесь являются водители – их крепкими словечками многократно “заасфальтированы” миллионы дорожных ухабов, ям, колдобин, трещин. И Димитровград здесь не исключение. Весной этого года в Ульяновской области хуже димитровградских дорог, пожалуй, только дороги Ульяновска. И от жителей области вновь чаще всего слышится один и тот же вопрос: “Почему так?”

Где же все-таки брать деньги для ремонта дорог, если в городской бюджет 2005 года вновь заложена сумма, крайне недостаточная для этого? Когда корреспондент “ДП” обратился с этим вопросом к начальнику отдела технического надзора комитета по управлению имуществом и ЖКХ города Софье Асташкиной, занимающейся вопросами капитального ремонта, он услышал, что… в Димитровграде эти средства найти можно! О том, что для этого нужно предпринять, и что уже предпринимается – в нашем интервью.

– Софья Алексеевна, городские магистральные дороги этой весной выглядят так плохо, как еще не выглядели никогда. Они стали подлинно горячими точками на карте города, его больными венами. О внутриквартальных дорожных кошмарах уже и говорить не хочется, столько раз о них с различных трибун говорено, а воз проблем и ныне там…

– Вы хотите спросить, почему сложилась такая ситуация на городских дорогах? В частности потому, что в 2004 году ремонтировался мост Гау, и движение транзитного и грузового автотранспорта, проходящего через наш город, было направлено по улицам, дорожное покрытие которых резко возросшие нагрузки не выдержало. Это улицы Красноармейская, Прониной, 50 лет Октября, Гоголя, Куйбышева, Октябрьская. Образовались многочисленные выбоины, некоторые площадью более трех квадратных метров, и в течение 2004 года город был вынужден их ремонтировать на свои собственные средства, а не на средства областного Департамента автомобильных дорог. Собственных средств было недостаточно.

– Каким образом пытались привлечь финансы Департамента?

– Для решения проблемы пропуска транзитных потоков и приведения в нормальное состояние используемых в этих целях наших магистральных дорог, в прошлом году администрация города заключила договоры с ОГУП “Автодормостпроект” на выполнение проектов капремонта четырех дорог – улицы 50 лет Октября (сметная стоимость 5 миллионов 299 тысяч 880 рублей), улицы Гоголя (около 9,6 миллиона) улицы Прониной (около 2,6 миллиона), улицы Красноармейской (почти 5 миллионов рублей). В этом году администрация города направила обращение к губернатору Сергею Морозову с просьбой включить в план работ на 2005 год Департамента капремонт этих дорог согласно разработанных смет. Глава области в ответ предложил софинансирование в равных долях. То есть, если в бюджете Димитровграда этого года на весь ремонт магистральных дорог запланировано выделить 2,5 миллиона рублей, то и область выделит точно такую же сумму.

Получается пять миллионов. Этого хватило бы на капитальный ремонт улицы Красноармейской. Или на поддерживающий ремонт нескольких магистралей, которого хватит лишь до следующей весны.

Мы попросили Департамент автомобильных дорог Ульяновской области вложить их долю в капитальный ремонт половины улицы 50 лет Октября. И 6 апреля исполняющий обязанности директора Департамента Александр Кияткин дал согласие на ремонт той части улицы 50 лет Октября, которую мы укажем.

– Это все, чего можно было добиться за последний год?

– Все, что от нас зависело, мы тоже сделали. Для привлечения федеральных средств на ремонт наших дорог в 2004 году была разработана городская целевая программа “Автомобильные дороги Димитровграда на 2004-2008 годы”, принятая решением городского Совета депутатов. Сразу после принятия этой программы в городе я отвезла ее в Департамент, чтобы там ее включили в общую областную программу. Однако администрация Шаманова на нее никак не отреагировала. Сколько бы официальных письменных обращений мы ни делали! Все дело в том, что в Ульяновске на тот момент не было никакой областной программы! Все те наши старания оказались напрасными.

Теперь о том, на что должны пойти наши 2,5 миллиона рублей. Они запланированы на ямочный ремонт 19 магистральных и внутриквартальных дорог. В долях это выглядит так: полтора миллиона – на магистральные дороги, миллион – на внутриквартильные.

– А какова сумма, необходимая для обеспечения НОРМАЛЬНОЙ пропускной способности городских дорог?

– В проекте титульного списка по капитальному ремонту дорог этого года (это не все дороги города) – 29 магистральных дорог, внутриквартальные дороги, мосты, железнодорожные переезды, дорожки городских кладбищ. На них сегодня необходим почти 41 миллион рублей.

– Понятно, что при таком финансировании, какое сегодня может позволить наш городской бюджет, в ближайшем будущем мы будем ездить не по асфальту, а по кирпичной мостовой.

– О том, чтобы на два с половиной миллиона умудриться сделать ремонт дороги путем нового сплошного покрытия асфальтом, и речи быть не может. Этого хватит на половину той же улицы Парадизова или на треть улицы Красноармейской. На этом деньги закончатся. Без средств области и федерации никак!

– Сколько миллионов на ремонт дорог запланировано в областном бюджете?

– Когда мы узнали, что по этой статье расходов в Департаменте значится 241 миллион рублей, мы обратились к заместителю начальника Главного управления финансов, жителю Димитровграда Дмитрию Крайнову с просьбой посодействовать в том, чтобы нашему городу достались полагающиеся его статусу проценты от общей суммы. Полученный от него ответ был очень интересным. Оказывается, с 2005 года началась передача дорог Территориального дорожного фонда муниципального значения на муниципальный уровень. С 1 января этого года земельный налог, ранее направлявшийся на формирование Территориального фонда, в размере 100 процентов зачисляется в бюджеты муниципальных образований! Но и это еще не все. Также было рекомендовано на финансирование расходов на ремонт дорог направлять средства, поступающие от оплаты за государственную регистрацию транспортных средств. Вот где источник средств для капитального ремонта! Об этом же нам сказал и глава области Сергей Морозов.

– И какие это могут быть суммы?

– Расчетные показатели, рекомендуемые для формирования расходов на ведение дорожного хозяйства в муниципальных образованиях, переданные нам Дмитрием Крайновым, показывают следующие цифры: земельный налог – 31 миллион 20 тысяч рублей, госпошлина на регистрацию транспортных средств – как минимум 3 миллиона. Итого, 34 миллиона. Как видите, средства, соразмерные с нашими потребностями. И на расширенном заседании Совета депутатов 6 апреля вполне обоснованно решено, что в скором времени в бюджет города будет внесена корректировка, чтобы вышеуказанные миллионы были направлены по предназначению. Мы, конечно, были бы рады, если все эти деньги пошли на капитальный ремонт дорог.