Ульяновская кунсткамера

Ученые Сельхозакадемии уже полвека собирают уникальную коллекцию мутантов.

В 1943 году в Ульяновск эвакуировали Воронежский зооветеринарный институт. Увозили самое ценное, в том числе и колбы с редкими демонстрационными пособиями. Барашек-циклоп и двухголовый поросенок, пережившие эвакуацию, самые старые из всех экспонатов. После войны, когда часть сотрудников института вернулась в родной город, некоторые пособия решили оставить в Ульяновске для открывшегося вуза.

Барашек приехал из Воронежа

– Студенты иногда спрашивают, зачем везли в такую даль все эти препараты, – говорит кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры анатомии, гистологии и патанатомии Владимир ЕЛИН. – Но ведь надо же было учить тех, кто был здесь в годы войны. Люди верили в то, что война рано или поздно закончится, и тогда специалисты по сельскому хозяйству будут востребованы.

Всего в “кунсткамере” более двух тысяч экспонатов. Часть из них привозят из окрестных хозяйств, часть собирают на практике сами студенты. Самый древний, наверное, человеческий эмбрион. Студенты подсчитали, что в этом году человечку должно стукнуть без малого девяносто лет. Привезли его из Воронежа, а уж как он попал туда, не помнит уже никто.

– По идее он может храниться так же долго, как любая другая мумия, – говорит кандидат ветеринарных наук Юлия НИКУЛЬНИКОВА. – Периодически лаборанты устраивают ревизию в нашем музее, меняют раствор, смотрят, чтобы экспонат не пострадал. Экспонаты хранятся в специальных шкафах и защищены от солнца.

Ульяновские ученые ставят в пример кунсткамеру Петра Первого, который купил ее в Голландии. Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1714 г. Как музей она была создана с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. Самым древним экспонатам без малого четыреста лет, и ничего.

Мутанты долго

не живут

В числе экспонатов ульяновского музея – эмбрион коня, у которого растут то ли плавники, то ли крылья. “Пегас” размером с ладошку, его соседка по полке – белая овечка с шестью ногами. Рядом животное, у которого внутренние органы размещаются не внутри скелета, а снаружи. В больших колбах смотрит в разные стороны двухголовый поросенок – два тела срослись спинами. Долго пытаюсь отыскать глаза у белого барашка, пока Дмитрий Померанцев не показывает на маленький круглый глаз на лбу.

К сожалению, считают ученые, в их музее нет ни одного живого образца. Связано это с тем, что из-за деформации внутренних органов мутанты долго не живут – от нескольких часов до пары дней. Например, пять лет назад в Инзе родился двухголовый теленок, напоминавший по внешнему виду сказочного персонажа Тяни-Толкая. Бедняжка прожил всего три часа, хотя бывают случаи, когда коровы приносят не только здоровые двойни, но даже тройни.

По словам Владимира Елина, выживают лишь те, у кого незначительные изменения, например, лишняя пара ног или третья ноздря. У жительницы Сенгилея Веры Гнатюк уже пятый год живет шестилапый кот. Это ласковый и смышленый зверь, которому лишние конечности не мешают забираться на ковер или драть хозяйскую мебель.

– Самые “урожайные” на мутантов следующие районы – Чердаклы и Мелекесс, – делится кандидат биологиче-ских наук Дмитрий ПОМЕРАНЦЕВ. – Не было еще лета, чтобы студенты не привозили с практики пополнение.

Иногда звонят местные жители и спрашивают, что им делать с “цыпленком-паучком” или котенком, у которого от рождения три ноздри. Ученые объясняют, что в генетических аномалиях давно нет ничего удивительного: во всем виновато межродственное скрещивание, экология и даже корм.

“А по ночам рыбки светятся”

В 2004 году пришла информация из Пензы: в Сурском водохранилище появилась популяция рыб-мутантов. По словам сотрудников местной Сельхоз-академии, разное число лучей, плавников и изменение окраса рыб – это последствия захоронения химического оружия рядом с поселком Леонидовка. Леща, усеянного черными точками по бокам, или карася с тремя плавниками в пищу употреблять все же не стоит. Рыбы, живущие в водоеме постоянно, имеют свойство накапливать в своем организме вредные вещества. Местные жители уверяли, что часть рыб светится по ночам, но этот слух так и оказался легендой.

– Иногда в уродствах виновата не экология или межродственное скрещивание, а сама порода, – говорит Владимир ЕЛИН. – Например, у Бесстужевских коров в Новоспасском районе процент мутаций достаточно высок. Кстати, порода выведена искусственно совсем недавно – в XIX веке графом Бесстужевым.

Иногда вузы меняются своими экспонатами. Недавно от нас в Самару уехала пара шестиногих овечек. Соседи обещали прислать что-нибудь интересное для ульяновской “кунсткамеры”, но только после летней практики.