Настоящее и будущее бюджетного финансирования

Заместитель главы города по финансам и экономическому развитию

Зиляра Гатиятуллина провела пресс-конференцию, в ходе которой были подведены итоги работы возглавляемого ею управления в первом квартале и намечены основные задачи.

Расходы

Не секрет, что заложенных в городской бюджет 420 миллионов рублей городу едва хватает на самое необходимое. Но и эти средства поступают с большим опозданием, не позволяя муниципалитету своевременно исполнять свои обязательства. В целом ситуацию с бюджетным финансированием в первом квартале Зиляра Гатиятуллина назвала критической. Как оказалось, для этого у нее были все основания. Из запланированных средств в первом квартале в городской бюджет поступило лишь 90,9 процента, то есть 66317000 рублей из 72900000 ожидаемых.

Пытаясь удержать приоритетные позиции по теплоснабжению всех муниципальных учреждений и организаций, город ставил перед собой задачу в обязательном порядке рассчитаться с поставщиками. Предприятиям, работающим в системе энергоснабжения, в первом квартале перечислено 14 миллионов рублей в счет текущих платежей и 11 миллионов в счет долгов, образовавшихся за ноябрь и декабрь прошлого года.

Но как бы ни было велико желание сохранить в городе тепло, первостепенной задачей финансистов были и остаются расчеты по зарплате с бюджетными организациями, которые составляют около 60 процентов расходов бюджета. Для скорейшего выполнения этой задачи городу пришлось взять беспроцентный бюджетный кредит в размере 15 миллионов 665 тысяч рублей в областном бюджете. С помощью этих средств удалось не только частично погасить накапливающуюся задолженность по зарплате, но и сократить сроки задержек зарплаты за предыдущий месяц до четырех недель. С помощью банковского кредита в размере 5 миллионов рублей, в залог которого оформляется муниципальное здание (почтовый адрес: ул.Курчатова, 36), намерены сократить и этот срок. Зиляра Идрисовна заверила, что заработная плата за март будет выплачена еще раньше, чем предыдущая. И выразила надежду на то, что в апреле-мае ситуация с финансированием улучшится и в других направлениях, поскольку уменьшится нагрузка по оплате за отопление и потребляемую электроэнергию. Правда, этот оптимизм пока еще не подкреплен финансами: в первые дни апреля поступления в бюджет были незначительными (в пределах 200-800 тысяч рублей), и только 13 апреля на счет муниципалитета поступила первая солидная сумма – 8 миллионов рублей.

Доходы

Поскольку большинство проблем у муниципалитета появляется из-за несвоевременного пополнения бюджета, в начале марта была усилена работа с предприятиями, являющимися недобросовестными налогоплательщиками. Помимо ранее действующей комиссии по недоимке было создано еще две. Одна из них призвана контролировать перечисления предприятий по налогу на доходы физических лиц, поступления по которым являются основной составляющей городского бюджета (65 процентов). Второй надлежит осуществлять контроль за акцизными сборами, которые составляют 7 процентов от общего объема средств, пополняющих городской бюджет. Комиссия по соблюдению трудового и налогового законодательства провела уже 38 рейдов, в результате которых городской бюджет пополнился налоговыми платежами в сумме 849 тысяч рублей. Результаты работы комиссии по контролю за реализацией алкогольной продукции пока не столь показательны, но и работает она только вторую неделю. Всего же с помощью этих трех комиссий в первом квартале удалось привлечь в городской бюджет немалую сумму – один миллион 40 тысяч рублей.

Наряду с этим ведется серьезная работа комитетом по управлению имуществом города и землей. Специалисты выявляют неоформленные завершенные строительные объекты, владельцы которых не платят за использование земельных участков. Пересматриваются и принятые ранее решения о передаче муниципальных зданий в безвозмездное пользование.

Что касается возврата бюджетных средств, задействованных в программе “Жилье бюджетникам” через Фонд финансирования жилищных программ, то это дело весьма непростое, поскольку 3 миллиона из выделенных средств уже задействованы для приобретения жилья и находятся на счетах жилищно-строительных кооперативов. Пока не разработан сам механизм возврата, не определены сроки, рассчитывать на эти средства в ближайшее время не приходится.

Долги

К сожалению, у города пока нет возможности полностью рассчитаться по другим статьям, в том числе и за поставки продуктов питания в учреждения социальной сферы, хотя эти задачи держатся на контроле. Как только у города появятся необходимые средства, деньги будут перечисляться предприятиям-поставщикам.

Однако рассчитывать на то, что будет погашать задолженность по детским пособиям, оказывать всю необходимую помощь ветеранам и инвалидам, в ближайшее время не приходится. Все дело в том, что нет федерального финансирования, предусмотренного для этих целей. Таким образом, долги по детским пособиям уже выросли до 30 миллионов рублей, по защите инвалидов – до 6,1 миллиона, по финансированию закона “О ветеранах” – до 82 миллионов. Эти и другие суммы накапливаются в кредиторской задолженности муниципалитета, которая за последнее десятилетие уже достигла 715 миллионов рублей.

Туда же входит и задолженность областного бюджета транспортным предприятиям нашего города по возмещению стоимости льготного проезда, и кредиты, которые брались на урегулирования экономического положения муниципалитета в прежние годы. По последним выплаты производятся ежемесячно, отметила Зиляра Идрисовна.

Перспективы

Практически сразу же по окончании формирования бюджета текущего года специалисты социально-экономического управления взялись за составление бюджета 2006 года и комплексное планирование на период до 2008 года. Согласно последним изменениям законодательства, доходы муниципалитета в следующем году обещают сократиться почти на 120 миллионов рублей. И сейчас ясно, что 300 миллионов не хватит на то, чтобы удержать все приоритетные направления, а потому надежда остается только на региональные источники финансирования из фондов поддержки и развития муниципальных образований. Тщательно сверив финансовые возможности муниципалитета с возложенными на него обязательствами, экономический блок городской администрации уже подготовил и передал региональной власти свои предложения по межбюджетному регулированию.

Прорабатываются возможности города войти в работающие на территории области федеральные программы. Однако пока у димитровградцев есть шанс включиться только в две из тринадцати, действующих на территории области, поскольку иные либо не финансируются, либо имеют отношение только к сельскому хозяйству. Так, для включения в программу “Жилище” готовится проект переоборудования городских очистных сооружений для ультрафиолетовой очистки вод, который соответствует подпрограмме “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса”, и передается городская программа, соответствующая подпрограмме “Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда”. А в программу по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера должно войти строительство хирургического комплекса.

Что касается городской программы по ремонту и реконструкции муниципальных дорог, то шансов получить областное финансирование в ближайшее время не очень много, поскольку приоритетом для областной программы “Автомобильные дороги” пока является строительство моста через Волгу. В областном управлении экономики и развития посоветовали димитровградцам решить эту проблему собственными силами, пересмотрев применение сборов по земельному налогу. Согласно изменениям в законодательстве, именно эти средства, а в текущем году предусмотрено собрать 32 миллиона рублей по земельному налогу, рекомендуется направлять на ремонт дорог. Пока же в нашем бюджете на эти цели предусмотрено только 2,5 миллиона, которые формируются из платежей по транспортному налогу.

В бюджете следующего года эта рекомендация обязательно будет учтена. А в целом ставится задача сформировать бюджет, сориентированный на конкретный результат. По этой причине администрация города старается избавиться от несвойственных ей полномочий и сконцентрировать усилия на сохранении социальной помощи малообеспеченным гражданам, поддержке работников бюджетной сферы, обеспечении бюджетных организаций теплом и выполнении других важных задач.