Засыпем вайру мешками… писем
“Круглый стол” в рамках акции ИД “Провинция” “Объявим бойкот Прибалтике” совпал с известием о том, что лидеры двух прибалтий-ских стран Эстонии и Литвы, Арнольд Рюйтель и Валдас Адамкус, отказались приехать на празднование 60-летия Победы в Москву, хотя были приглашены президентом Путиным.
– Какой должна быть реакция российского руководства на такой недружественный шаг? – поинтересовалась главный редактор еженедельника “Ульяновский меридиан” Ирина АРАНОВСКАЯ у гостей, собравшихся за “Круглым столом”.
– Я думаю, что реакция может быть только одна – спокойная, – убеждена помощник губернатора,председатель Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Татьяна СЕРГЕЕВА. – Во-первых, суверенное право каждого государства решать, подобает или нет руководителю этого государства находиться с официальным визитом и посещать то или иное государство по тем или иным случаям. Во-вторых, потому что атмосферу праздника это, безусловно, не испортит и никак не скажется, тем более, что в Москве, насколько мне известно, будут главы государств и правительств более 50 стран мира. При всем уважении к Рюйтелю и Адамкусу их отсутствие вряд ли будет заметно. Это может быть воспринято с легким недоумением, потому что это возможность для каждого продемонстрировать то, что этот праздник Победы над нацизмом является общим для всех.
– Тогда чего они собственно хотят? Признания факта сталинской аннексии прибалтийских государств в 40-м году и признания факта последовавших за этим репрессий и депортаций прибалтийского населения?.. В частности, Валдас Адамкус приводит такие данные: каждый десятый литовец был подвергнут репрессиям при Сталине или погиб, или депортирован.
– История есть история. И если оставаться на почве исторических фактов, то, конечно, нельзя закрывать глаза на преступления сталинского режима, в частности, на репрессии и депортации, жертвами которых, в числе многих представителей многих народов, стали литовцы, эстонцы и латыши, – с грустью констатирует генеральный директор страховой компании “Спасские ворота” Антс ХАЛЬЯСПЫЛД.
– Но они хотят гораздо большего. Хотят перечеркнуть освободительную миссию, роль Советского Союза в освобождении многих народов и стран Европы от нацизма, – вступает в разговор военный журналист Лев ЗАХАРЬИН. – С такими кощунственными попытками пересмотреть, перекроить историю мы согласиться не можем. Я вспоминаю другое время – август 1944-го, когда наша дивизия перешла границу Прибалтики. Отмечался праздник Ивана Купалы. Везде нас встречали накрытые столы, песни, в каждой деревушке играли импровизированные оркестры. Народ радовался. Никакой настороженности мы не ощущали и не боялись того, что нам выстрелят в спину.
– Однажды у нас произошел случай, который, на мой взгляд, характеризует отношение прибалтов к войне, – подключается к разговору участник ВОВ, полковник запаса Владимир КУТКОВ. – Однажды был случай, когда хозяин хутора, оставшись один, отстреливался, не пуская нас на свою территорию. Когда мы все-таки прорвались и спросили его: “Зачем, ведь нас все равно больше?” Он ответил: “А я не хочу, чтобы вы отнимали у меня мою землю”.
– Существует статистика: сколько наших земляков участвовало в боях за Прибалтику?
– Я пыталась поднять такую статистику, – говорит ответственный секретарь изданий “Книга памяти” и “Солдаты Победы” Валентина КОРАБЛЕВА. – Через каждую страницу встречаются упоминания о том, что наши земляки воевали в Прибалтике. Но давайте задумаемся, зачем мы ищем эти цифры? Мы ведь за ними можем совсем забыть про Победу. А что касается прибалтов, я не верю, что весь народ настроен пронацистски.
– Источник этих настроений – в правящих кругах, – убежден политолог, специалист по геополитике Джангир МЕХТИ-ЗАДЕ. – Сами бывшие эсэсовцы – дряхлые старики. По данным на 2005 год, в Латвии их осталось всего 300 человек.
-Каковы возможные последствия этой “предпобедной” истории?
– На мой взгляд, лидеры двух государств упустили историче-ский шанс, который им был предоставлен, – полагает Джангир МЕХТИ-ЗАДЕ. – Исторический шанс состоял в том, что Россия предлагала провести встречу в Москве по формуле 1+3 – Россия и руководители прибалтийских государств. И одним из итогов этой встречи могло бы быть долгожданное подписание договоров о разделении границ, о разграничении границ между Россией, с одной стороны, Эстонией и Латвией, с другой стороны. Вот этот шанс упущен.
– История часто стреляет в нас из пушки, как известно… Тогда как наше правительство может и должно повлиять на ситуацию в Прибалтике?
– Государство – это, прежде всего, народ, а не правительство, – вступает в разговор Татьяна СЕРГЕЕВА. – Мы сами виноваты в том, что в свое время заплевывали свою историю как только могли, тем самым подавая повод к неуважению со стороны других государств. Помните, Маяковский писал: “У советских собственная гордость”. И, может быть, она иногда важнее, чем лишняя копейка. Я за бойкот, эмоционально политический бойкот, но без перехлестов. Понимаете, иногда политическое лицо важнее экономических интересов. Но нельзя, чтобы бойкот был направлен против отдельных людей. Только корректность позволит достичь желаемого. Побережем нервы своих ветеранов. В Латвии пенсия бывшего эсэсовца несравнима с пенсией наших участников ВОВ. Разве не видят они отношение к ним своего государства? И такие штрихи стоят подчас гораздо больше, чем все лозунги вместе взятые. В 2001 году я была в Стокгольме. Посмотрела, как живут там “простые смертные”. В глазах стариков такое спокойствие и умиротворенность, уверенность в завтрашнем дне. Одна женщина мне сказала: “Пока вы себя уважать не научитесь, никто вас уважать не будет”.
– В любом конфликте виноваты обе стороны, – считает Антс ХАЛЬЯСПЫЛД. – Гады есть у каждого народа, и, возможно, каждый народ думает, что у другого народа их чуть-чуть побольше. Ну, давайте бойкот, пусть эмоции перехлестывают через край. Как говорится, назло маме отморозим уши. Но надо помнить, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Давайте вспомним о том, что творится на Западной Украине, что терпят беженцы из Казахстана, когда пытаются оформить российское гражданство. И, может быть, враг – это те чиновники, которые сидят в ОВИРе или разваливают региональную промышленность, а не те 300 стариков и какая-то глупая тетка?
– О каком бойкоте может идти речь, если наши бизнесмены успешно завоевывают Прибалтику? – удивляется политолог Джангир МЕХТИ-ЗАДЕ. – Например, владеют рядом банков, солидными участками земли на рижском взморье. “Союзплодимпорт” купил знаменитый Рижский бальзам. “Владимирский тракторный” осуществляет сборку в Прибалтике. А “Северсталь”, куда в числе прочих входит и наш УАЗ, открывает предприятие в Риге. Лучший бойкот, на мой взгляд, это та экономическая экспансия, которая приведет к усилению нашего политического влияния в Прибалтике.
– Бизнес бизнесом, но вы поймите, что нацисты оскорбили не обычных людей, – возмущается Татьяна СЕРГЕЕВА. – Они оскорбили ветеранов – нашу гордость!!! И этого прощать нельзя. Я здороваюсь со всеми, но руку подаю не каждому.
– Прибалты ведут себя по отношению к России нетактично, – присоединяется к дискуссии координатор антифашист-ских кампаний по Ульянов-ской области Международного Правозащитного молодежного Движения (МПД) Александр БРАГИН. – Предупреждений в их адрес поступала уже масса, настала пора действовать. Способов воздействий на прибалтов можно найти много. К примеру, перекрыть им один из способов дохода. Ежегодно в Юрмале, Риге проходит международный фестиваль КВН. Он самый массовый, поэтому на одних только туристических путевках страна наверняка зарабатывает миллионы. Больше половины приезжающих – россияне. Можно обратиться в оргкомитет Клуба Веселых и Находчивых с просьбой перенести место проведения ежегодного фестиваля в другой город.
– Считаю, что нельзя закрывать глаза на то, что творится в Прибалтике, – говорит председатель комитета по делам молодежи мэрии города Ульяновска Александр ИВАНОВ. – У нас есть право сказать: “Нет любому проявлению национализма”. И мы вполне можем позволить себе, например, засыпать Вайру Викке-Фрейберга мешками писем. Объявим конкурс на лучшее сочинение на эту тему, а потом отправим послания лично госпоже президенту Латвии. Пусть читает, что думает о ней подрастающее поколение.