…И яркий орден на груди

– Пусть его посадят. Пусть! Другого подарка ко Дню Победы мне не нужно, – голос старика дрожит, щеки бледнеют… – Вы поймите, он не просто награду, он прошлое мое украл. Мерзавец!

Ордена для ветеранов – это политые кровью признания их заслуг, частичка самих себя. А для фалеристов, действующих на “черном рынке”, награды – всего лишь дорогостоящие куски металла. Но чтобы добыть раритетный товар, они тоже готовы самозабвенно, до седьмого пота, трудиться, разрабатывая и воплощая в жизнь изощренные аферы.

Орденоуносец

Более года ушло у работников димитровградского ГУВД на то, чтобы раскрыть скандальную кражу коллекции орденов и медалей из городского краеведческого музея. Сотрудники Димитровград-ского краеведческого музея собирали коллекцию специально ко Дню Победы, ветеранам давали честное слово, что с их наградами ничего не случится. За два месяца собирательской работы удалось найти даже самые раритетные награды – орден Славы первой, второй и третьей степени. Но в ночь на 15 марта 2002 года из здания музея бесследно исчезли более пятидесяти нагрудных знаков на четверть миллиона рублей. Как потом установит следствие, 27-летний димитровградец Игорь Боровцов хорошо спланировал свою операцию: воспользовавшись тем, что в музее не было сигнализации, преступник перемахнул через забор музея, без труда взломал наружную и внутреннюю двери. Пройдя на второй этаж в экспозиционный зал музея, безапелляционно стал крушить витрины. Разбивая стекло рукой, Боровцов складывал знамена в целлофановый мешок. Наутро, когда на работу в музей пришли сотрудники милиции, Боровцов уже был в Самаре. У местного коллекционера он обменял украденное на двадцать тысяч рублей, тогда как реальная стоимость краденого составляет 250 тысяч рублей.

Вора нашли, а вот награды старикам вернуть не смогли. Решением суда преступника обязали лишь выплатить администрации Димитровграда сумму в размере похищенного.

Променял Звезду на картошку

Нередки случаи, когда награды крадут родственники ветеранов. В декабре прошлого года в Инзе 54-летний Григорий Камаев обменял три боевые награды своего престарелого отца на ведро картошки и бутылку водки. В селе Камаева считали прилежным семьянином. Работал мастером, наладчиком в местном колхозе. На зар-плату не жаловался; чтобы прокормить семью, денег хватало. Три года назад у Григория умерла жена, на его воспитании осталось двое детей. За четыре месяца до кражи его сократили. Первое время жили на “заначку”, но потом отец семейства начал спиваться на глазах у собственных ребятишек. Когда в доме кончились последние деньги, Григорий решил украсть награды родного отца – ордена Славы второй степени, Красной Звезды и Великой Отечественной войны.

Почем орден для нумизмата?

Девятого мая праздник чувствуется во всем – вокруг милиционеры в парад-ной форме, праздничные шествия с начальством во главе, звучащие гимны и начищенные до дежурного блеска памятники. Гремят военные оркестры. Блестят боевые награды. Смех и радость со слезами на глазах.

Вот чего точно девятого мая не делают – не торгуют орденами. Остальные 364 дня в году ими идет бойкая торговля. Даже в Ульяновске озабоченным нумизматам и падким на занятные сувениры иностранцам ничего не стоит обзавестись орденом Суворова, Кутузова или даже настоящей медалью “За отвагу”. Выяснилось, что стоит это недорого – на “черном рынке” орден Суворова стоит 32 тысячи рублей, Звезда Героя Советского Союза – 90-95 тысяч рублей, орден Кутузова – 32 тысячи рублей, орден Ленина – 45 тысяч рублей. Если к награде прилагается орденская книжка, то цена регалии автоматически возрастает на 30%.

Купить награду в нашем городе можно на задах КДЦМ. В столице торговля чужими подвигами и завоеваниями процветает на Старом и Новом Арбате, в переходе под Пушкинской площадью, на радиорынках в Митино и на Багратионовской. Кроме того, объявления типа “Ордена, медали, монеты, дипломы, удостоверения – недорого!” нет-нет да и появляются на страницах газет бесплатных объявлений. Некоторые авторы таких объявлений гордо именуются “предпринимателями без образования юридического лица”. К одному такому предпринимателю мне удалось попасть накануне Дня Победы.

Им оказался житель элитной многоэтажки, полковник в отставке по имени Валентин Александрович. Заварив крепкого душистого чаю, Валентин Александрович сообщил, что в его коллекции орден Суворова действительно имеется. Уверившись в чистоте и серьезности моих намерений, полковник извлек из недр шкафа долгожданную красную коробочку, в которой, кроме самого ордена, содержалась алая наградная книжка, из которой явствовало, кто был награжден этим орденом. Спустя шесть десятилетий орден этого человека продается, заслуги его перед страной приравнены к стоимости нового компьютера.

Убедившись, что награда действительно подлинная, я, будто бы в расчете на предстоящее сотрудничество, расспросил Валентина Александровича о военных наградах. В коллекции полковника обнаружились орден Красной Звезды (тысяча пятьсот долларов), две медали “За отвагу” (по тысяче), медаль “За героическую оборону Ленинграда” (пятьсот). Все награды – с орденскими книжками. Владелец коллекции рассказал, что все награды куплены у родственников умерших ветеранов. А в Государственный архив, куда должны попадать такие ордена и медали, попадают, по его словам, заявления родственников “об утере”. Кроме того, на рынке существует множество новых наград. Все они будто бы попадают в продажу из старых запасов военных комиссариатов и краевых администраций, но на нумизматическом рынке практически не ценятся. Коллекционеры интересуются наградами “с историей”.

Союзные безделушки?

Каким образом так никому и не понадобившиеся ордена и медали попадают в руки торговцев?

Ответ на этот вопрос мы попытались найти у военных.

В военкоматах меня встретили предпраздничной суетой, стайками ветеранов в коридорах и полным непониманием. Никто не понимал, о чем же идет речь. “Какие еще награды? Какое мы отношение имеем к советским орденам? У нас Россия, а не СССР!” – отвечали изумленные военные. Казавшиеся уже безуспешными поиски привели меня к военному историку, пожелавшему остаться неизвестным.

По его словам, после распада Союза огромное количество орденов и медалей – всего около двенадцати тысяч штук – осталось в военкоматах и органах исполнительной власти новых независимых государств. Практически все эти награды были аннулированы приказом министра обороны России Павла Грачева в 1992 году. Многие советские награды, “осевшие” в республиканских военных министерствах, благодаря этому приказу, по сути, превратились в “ничьи” безделушки. У них мгновенно нашлись новые хозяева. И это не удивительно: ведь все ордена и некоторые медали сделаны из золота или из золотоплатинового сплава…

А вообще в цивилизованных странах все боевые награды государство охотно покупает у коллекционеров. У нас на это денег нет. Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за продажу государственных наград, но одновременно не считает таковыми награды СССР.

9 мая на груди ветеранов мы увидим настоящие медали и ордена. Поспешим пожать руку фронтовикам и поблагодарить их за подвиг на фронте и в тылу. За мирное небо над нашей головой. За победу над фашизмом, которую трудно оценить всеми существующими наградами.