Вчера группа «СОК» начала переговоры с компанией «АМС групп» о покупке принадлежащего ей ОАО «Автодеталь сервис» (г. Ульяновск) — поставщика элементов трансмиссии и рулевого управления на Ульяновский автозавод (УАЗ). Как заявили „Ъ“ в СОКе, с помощью этой сделки самарская компания хочет получить рычаг влияния на УАЗ, чтобы впоследствии получить контроль над автозаводом. Не последнюю роль в этом должен сыграть новый губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из СОКа. В ОАО «Северсталь-авто» (управляет УАЗом) заявили, что в случае осложнений отношений с «Автодеталью» легко найдут замену этому поставщику.

До 1990 года «Автодеталь сервис» (тогда он назывался «Завод «Автозапчасть» — „Ъ“) входил в производственное объединение «УАЗ», принадлежавшее государству. В процессе приватизации объединение разъединили на три компании: УАЗ, «Волжские моторы» (сейчас входит в холдинг «Руспромавто» – „Ъ“) и «Автодеталь сервис». Наиболее крупный пакет акций «Автодетали» скупили представители «АМС групп». В 2000 году контрольный пакет акций ОАО «УАЗ» приобрели структуры металлургического холдинга «Северсталь». Теперь в СОКе говорят, что группа тоже претендовала на контрольный пакет УАЗа, но бывший ульяновский губернатор Юрий Горячев поддержал «Северсталь».

Вчера один из топ-менеджеров СОКа сообщил „Ъ“, что группа вновь попытается установить контроль над УАЗом, используя «благоприятные для СОКа политические и экономические условия в регионе». Их должен создать новый ульяновский губернатор Сергей Морозов, победивший на выборах в декабре прошлого года, — бывший начальник службы безопасности Димитровградского автоагрегатного завода (входит в СОК – „Ъ“).

Вчера в Ульяновск приехали менеджеры СОК на переговоры с «АМС групп». К вечеру сторонам не удалось договориться о цене «Автодетали», но топ-менеджер СОКа выразил уверенность, что условия сделки будут согласованы сегодня.

Пресс-служба «АМС групп» не комментирует переговоры с СОК, но и не отрицает возможность продажи завода. «Объем производства на УАЗе сокращается, соответственно, падает и производство на «Автодеталь сервисе», поскольку мы напрямую зависим от автозавода», — заявили „Ъ“ в пресс-службе.

По словам топ-менеджера СОКа, приобретение этого завода — первый шаг самарской компании к установлению контроля над УАЗом. «У нас есть интерес к этому автозаводу. А «Автодеталь» производит основные комплектующие для внедорожников «УАЗ» — коробку передач и раздаточный вал», — сказал источник, подчеркнув, что, получив в собственность «Автодеталь», группа сможет «диктовать «Северстали» свои условия».

В «Северсталь-авто» о претензиях СОКа в отношении УАЗа узнали вчера от корреспондента „Ъ“ и выразили по этому поводу удивление. «По всем позициям, которые поставляет «Автодеталь», у УАЗа есть наработанные альтернативные поставщики, поэтому возможное осложнение отношений с этой компанией не угрожает производственному процессу», — заявили в «Северсталь-авто», подчеркнув, что возможность установления контроля над УАЗом через этого поставщика «призрачная».

Ъ ОАО «Автодеталь сервис» выпускает карданные валы, элементы рулевого управления, коробки передач, тормозные системы и другие автодетали, основным потребителем которых является УАЗ. Через ООО «Атланта-1» завод контролирует ульяновское ЗАО «Холдинговая компания «АМС групп», учрежденное местными предпринимателями Сергеем Полбиным, Александром Елюкиным и Сергеем Болоновым. В настоящее время на предприятии работает четыре производственных цеха и литейно-прессовое производство. Численность сотрудников – около 3000 человек. Группа компаний «СОК» (Самара) — крупнейший в России холдинг, объединяющий производителей автокомпонентов. Владеют заводами «ИжАвто» (Ижевск, Удмуртия) и “Рослада».