Правозащитники утверждают, что пытки в российских тюрьмах остаются повседневным явлением, в то время как за весь 2004 год

по статье 117 “Истязание с применением пыток” было возбуждено всего одно уголовное дело.

Как часто обычный гражданин обращается в различные милицейские службы: паспортный стол, ГАИ, ОВИР, к участковому инспектору, во вневедомственную охрану? Бесконечное число раз. А где нередко попирают наши права? Откройте любую газету и прочтете о преступниках в милицейских шинелях. А сколько преступлений укрывается в МВД от учета? Сколько необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел? Сколько вымогательств и поборов?

Существуя на наши (налогоплательщиков) деньги, нас же и “насилуют”. Они выше закона: преступившие его не несут, как правило, ответственности за свои “грехи”. Есть случаи, когда действия милиции некомпетентны, когда ее представители продажны, а некоторые службы коррумпированы.

Можно приводить сколь угодно много примеров, но одно ясно: общество и государство не могут и не должны более терпеть преступников в милицейских шинелях. Борьба с ними – составная часть нашей общей борьбы с преступностью и коррупцией.

Сидя на электрическом стуле

Всю ночь с 10 на 11 февраля нынешнего года в кабинете начальника отдела по борьбе с кражами и угонами транспортных средств Альберта Ф., что на третьем этаже Железнодорожного РОВД, горел свет. Проходившие по делу угонов автомобилей и краж автозапчастей (в тот период в Железнодорожном и За-свияжском районах прокатилась волна подобных преступлений) сторожа торгового центра “Авион” Вадим М. и Алексей К., а также безработный Андрей Б. давали показания. Допрос больше походил на пытки: подозреваемым одевали противогазы и пережимали шланги, присоединяли к различным частям тела провода генератора электрического тока…

Позже прокуратура Ульянов-ска докажет вину пятерых сотрудников органов внутренних дел, в числе которых, кроме Ф., были оперуполномоченный Железнодорожного РОВД Алексей Ф., старший оперуполномоченный отдела милиции “Центр” Засвияжского района РУВД Фанис Х., оперуполномоченный того же РУВД Андрей М. и младший опер-уполномоченный ОУР Засвияж-ского РУВД Дмитрий К. А тогда, февральской ночью, в ходе пыток подозреваемые неоднократно теряли сознание, двое из них, спасаясь от издевательств, выпрыгнули из окна третьего этажа. Естественно, переломали ноги и сильно порезались о стекло.

Кроме того, в ходе расследования сотрудниками прокуратуры доказан эпизод взятки, полученной Х. от владельца одного из гаражей ГСК “Карбюратор”. Взятка дана была за то, чтобы Х. не возбуждал уголовное дело по факту кражи автозапчастей.

– По итогам следствия каждому из названных сотрудников органов внутренних дел было предъявлено обвинение по статье 286 п.п. “а, б, в”; Х., кроме того, – ст. 285 ч. 1; ст. 290 ч. 2, – рассказывает старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Иванович ЗИМА. – Им грозит до 10 лет лишения свободы.

Трудно,

но доказываемая

По словам Василия Зимы, факты применения насилия, осуществления незаконных методов ведения следствия всегда получали и получают самую принципиальную оценку, несмотря на то, что пытка – трудный состав для доказывания. Действительно, как часто милиция применяет пытки и как часто люди лгут, что их пытали, на самом деле не знает никто: данных не существует. Мнения жалобщиков и мнения сотрудников прокуратуры на поверку окажутся диаметрально противоположными.

Точку в споре, мы думаем, поставит следующая история: … на минувшей неделе к 4 годам колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на два года приговорен милиционер полка патрульно-постовой службы милиции при УВД области Турицын. Один из потерпевших (всего по делу проходило четыре человека) был задержан Турицыным у магазина “Контактор” вечером 3 августа 2004 года. Милиционер попросил ульяновца предъявить документы, но выяснилось, что при себе документов тот не имеет. Мужчина назвал лишь свои паспортные данные. Несмотря на то, что по рации подтвердилась за-прашиваемая информация, Турицын попросил мужчину следовать за ним в отделение милиции. В РУВД на задержанного составили административный протокол за нахождение в пьяном виде и нарушение общественного порядка. Абсолютно трезвый мужчина отказался его подписать даже после того, как Турицын ударил его ногой по спине, а потом еще рукой по шее. Затем милиционер приковал задержанного наручниками к трубе отопления и вновь потребовал подписать протокол. Мужчина отказался, после чего его все же отпустили.

Надо отметить, что следствие по делу Турицына продолжалось несколько месяцев.

Милиционер отказывался признавать обвинения, заявляя, что дело сфабриковано.

Тем не менее, суд Ленинского района г.Ульяновска признал Турицына виновным в совершении преступлений сразу по нескольким статьям УК, в том числе за превышение должностных полномочий.

Плановый конвейер

В свою очередь, представители правозащитных организаций утверждают, что пытки в российских тюрьмах остаются повседневным явлением, а принятые в декабре 2003 года поправки в УК не работают. За весь 2004 год по статье 117 “Истязание с применением пыток” было возбуждено одно уголовное дело. По статье 302 “Принуждение к даче показаний с использованием пыток” – 3. По мнению председателя Постоянной палаты по правам человека при президенте России Валерия Борщева, необходимо расшифровать само это понятие в Уголовном кодексе так: “причинение должностным лицом, либо с его ведома, или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний”. В частной беседе один из высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, не отрицая факт того, что милиционеры частенько пытают подозреваемых, обвинил во всем “палочную” систему отчетности в правоохранительных органах, когда перед каждым подразделением устанавливается план по числу преступлений, которые должны быть раскрыты.

Застарелая болезнь

Комментируя поведение своих подчиненных, начальник УВД Ульяновской области генерал Валерий Лукин сослался на за-старелую милицейскую “болезнь” – дефицит достойных кадров: мол, при такой низкой зарплате в правоохранительные органы идут отнюдь не лучшие. Только по участковым “недокомплект” около сотни человек.

За текущий год, по данным региональной прокуратуры, прокурорами возбуждено 27 уголовных дел, причем в 25 случаях речь шла о совершении преступлений, связанных со служебной деятельностью (взяточничество – 4, противоправные методы проведения расследования – 2, нарушение учетно-регистрационной дисциплины – 13).

Кроме того, в 2005 году прокурорами Ульяновской области на дополнительный учет поставлена почти 1000 преступлений (за весь 2004 г. – 2025), не получивших законной регистрации в органах внутренних дел. Среди выявленных ранее укрытых общественно опасных деяний 415 хищений чужого имущества, 89 грабежей, 48 разбойных нападений, более 50 фактов уголовно наказуемого хулиганства.