…И, наконец, построили…

Разговоров о том, что в Новоспасском строится самый большой в области храм, было немало. Закладку его начали ещё в прошлом веке. И, наконец, в этом году, к светлому Христову дню он принял в своих стенах заждавшихся прихожан. Вот только надолго ли?

Бывший директор ОАО “Новоспасская МПМК”, ветеран труда, заслуженный строитель России Геннадий Васильевич Тюличкин считает, что нет. Поскольку строительство храма велось с большими нарушениями.

История возведения Спасо-Преображенского собора началась десять лет назад. Тогда под него хотели, было, перестроить старое здание районной ветеринарной станции, – было даже потрачено немало средств и времени (на реконструкцию здания, на сборку куполов), – но строительство зашло в тупик. Потому что велось оно без какой-либо проектно-сметной документации, так сказать, от фонаря.

От предложения закончить строительство, поступившее выше названной строительной организации от главы района, последняя отказалась. И предложила свой вариант: поставить храм на возвышенном, как полагается, сухом месте, с низким уровнем грунтовых вод, в северо-западной части райцентра. Данное предложение поддержал глава Новоспасской поселковой администрации А. Вдовин, принимавший активное участие в подготовке документации под строительство первой очереди храма. МПМК не ограничилась одними только предложениями и в 1995 году даже заложила под храм шестиметровой глубины фундамент, потратив на это несколько миллионов рублей. И это – во времена царивших тогда в России безработицы и бартера. Чтобы не пойти, как говорится, по миру, новоспасские строители вынуждены были подрабатывать на стороне, – в соседних Самарской и Саратовской областях и даже на восстановлении объектов Чеченской республики. Но их усилия, как показывает время, пропали даром – администрация района, несмотря на решения попечительского совета строительства храма, не спешила с возвратом затраченных строителями средств, которые ушли на возведение двух школ в Рокотушке и Томышове. И стройка, что называется, “тормознула”. Денег, которые районный глава, как мы писали ранее, буквально выкручивал из предприятий района, не хватало, и строительство велось почти “диким” способом – без квалификационного сертификата, без лицензии на право заниматься строительной деятельностью. И, естественно, с грубейшими нарушениями технических условий и даже изменениями архитектуры храма. Ежегодно на его строительство организация затрачивала свои оборотные средства. К 2003 году они составили 660 тысяч рублей, а вернулось всего 55 тысяч. В тяжёлое финансовое положение ставилась экономика района в целом.

Видя эти, мягко говоря, безобразия, строители обратились в попечительский совет строительства храма, предупреждая, что отсутствие монолитного разгрузочного “пояса” на отметке 11.85 может привести к печальным последствиям. Но услышаны не были, – строительство продолжалось.

Не желая быть не только соучастником, но и свидетелем строительного беспредела районной власти, Тюличкин обратился с письмом к начальнику Государственного архитектурно-строительного надзора области В. Сапрыкину и к директору “Ульяновскагропромпроекта” В.Митину. Проектный институт подтвердил нарушения в строительстве храма, и областное начальство направило в район требования об устранении брака, указав на необходимость получения государственного разрешения на строительство культового сооружения. Реакции, как вы догадываетесь, не последовало и на этот раз…

Стройматериалы, предназначенные для 2-й очереди строительства, растаскивались на … животноводческие фермы. Храм являет собой уникальное сооружение с повышенными требованиями к строительству. Районные власти должны за этим не только следить, но и требовать неукоснительного исполнения от других.

Теперь храм готов. Почти. На семь метров оказалась короче колокольня, первый ярус крыши так и не покрыт до сих пор, не соответствует проектному облику и сам внешний вид сооружения. Была заложена необычайно высокая цена в то, чтобы позолоченные купола Спасо-Преображенской церкви были видны отовсюду. Сегодня ведутся работы по его отделке и доводке. Но опять же, – неизвестно какими и где взятыми материалами. А это значит, что православных новоспассцев в любой момент может “накрыть” не только шмат отвалившейся штукатурки, но и рухнувшая стена или целый свод храма. Ведь совсем рядом – одна из крупнейших железных дорог Поволжья, и от проходящих ежеминутно в обоих направлениях гружёных “товарняков” стены храма, построенного, похоже, ради удовлетворения чьих-то амбиций, не только содрогаются, но и необратимо трескаются. Но прихожан такая церковь слегка пугает…