Дубравский отелло

Житель села Дубравки снес голову соседу, которого считал своим соперником, выстрелив в него в упор утиной дробью

Вбежавший в кухню Анвар с ужасом смотрел на страшную картину. Его отец лежал на полу рядом с табуреткой, головы у него практически не было – сплошное кровавое месиво. На столе вперемешку с остатками арбуза, который Василий Руднев ел в момент смерти, запеклась большая темно-красная лужа. На разбитом окне развивалась пахнущая гарью занавеска, в которой зияло опаленное отверстие…

Метод кнута

без пряника

Вся Дубравка знала, что, если сторож местного СПК Марсель Шайдуллин “примет на грудь” определенную дозу спиртного, с ним лучше не связываться. “Зеленый змий” плохо влиял на мужчину: Шайдуллин становился очень агрессивным, раздражительным и вспыльчивым. В то же время в селе знали, что в трезвом уме Марсель был вполне нормальным человеком. Более того, он всегда добровольно помогал одиноким престарелым односельчанам по хозяйству или при заготовке дров. Но в последние годы, к сожалению, общение Шайдуллина с его “фактором риска” стало слишком уж частым. Больше всего от крутого нрава Марселя страдала, как водится, его жена Гельшат. Все родственники семьи Шайдуллиных в один голос твердили, что Марсель был очень ревнив. Уже в первые годы их брака он мог устроить жене “показательную разборку” с кулачной расправой буквально на пустом месте. С возрастом же его характер отнюдь не улучшился. Обстановка в семье накалялась, дело усугубилось тем, что Гельшат тоже пристрастилась к рюмочке. Марселя это злило невероятно. Вскоре его ревность подобрала для себя конкретный объект – ему стало казаться, что жена слишком часто засиживается у соседей. Скорее всего, это было действительно так, но Гельшат уже давно привыкла “пересиживать” у четы Рудневых воинственное настроение мужа, часто прибегала к ним, спасаясь от его кулаков. Однако Марсель вдруг ни с того ни с сего начал бешено ревновать жену к Василию Рудневу.

– Мало того, что Васька тебя спаивает, так ты еще и рога с ним мне наставляешь! – орал он.

Свидетелями шумных разборок были практически все жители деревни.

– Я сам несколько раз видел, как Марсель Гелю кнутом, как скотину какую гонял! – заявил позже на суде Иван Кондратьев. – Увидел, что она у Рудневых сидит, кнут схватил и ударами ее на улицу выгнал. А уж в синяках и ссадинах она постоянно ходила.

Не нашел жену

и взялся

за карабин

26 сентября вечером Гельшат Шайдуллина пошла к своему бригадиру узнать насчет дежурства – она иногда подрабатывала на ферме. На обратном пути она встретила мужа. Тот опять был в приличном подпитии. Как назло, встреча произошла прямо около дома Рудневых.

– Ты куда ходила?! – набросился он на нее. – Опять что ли к Ваське таскалась? Ну, сейчас тебе мало не покажется!

– Он схватил меня за шею и начал душить, – рассказывала позже Гельшат Шайдуллина. – У меня еле хватило сил позвать на помощь. На крик выбежала дочь Рудневых. Марсель отпустил меня и сразу ушел.

Вернуться в ту ночь домой напуганная женщина не рискнула. Сначала отсиделась во дворе у Рудневых, а потом зашла к своей односельчанке и вместе с ней отправилась сторожить ферму. Домой вернулась около четырех утра. Первое, что бросилось ей в глаза – валявшийся на диване чехол от ружья мужа…

Марсель Шайдуллин был охотник, это подтвердили все его знакомые. Он сам отливал дома дробь, держал запас патронов. В 2003 году он выменял у своего односельчанина одноствольное ружье 16-го калибра, отдав ему резиновую лодку. Документов на него у Шайдуллина не было, но практически все село знало, что он хранит дома оружие и снаряжение к нему. За этот карабин и схватился Марсель, когда, приняв со своими приятелями очередную порцию спиртного, вернулся домой около часа ночи и обнаружил, что жены дома до сих пор нет.

Милиционеры ждали дома

– Я взял ружье, которое было заряжено утиной дробью, – рассказывал на суде Марсель, – и пошел к дому Рудневых. Дверь не открывали, я минут десять стучал, кричал, чтобы открыли. Обошел дом с обратной стороны, перепрыгнул забор. В окнах кухни был свет. Я увидел Василия Руднева, он сидел у стола, от меня слева. А справа, чуть подальше, стояла моя жена. Василий что-то сказал ей и повернулся, наши взгляды встретились. В этот момент у меня вся кровь хлынула к вискам, я схватил ружье и, почти не целясь, выстрелил. Дуло было сантиметрах в тридцати от окна.

Василий Руднев умер практически сразу. На выстрел прибежала его жена, которая слышала, как кричал и ругался, ломясь в дверь, Шайдуллин. На суде ее показания подтвердили сын и дочь. Так что сомнений в том, кто виноват в совершенном преступлении, не было изначально. Более того, когда Марсель после совершенного вернулся домой, успев, однако, выбросить ружье в пруд, там его уже ждали сотрудники милиции.

– В ту ночь мы узнали, что Шайдуллин опять напился и пошел по селу разыскивать свою жену, – рассказали на суде сотрудники РОВД Кадышев и Девжеев. – Чем это было чревато, мы знали и решили его проверить. Зашли к нему в дом и увидели валяющийся на диване чехол от ружья. Минуты через полторы зашел и сам Шайдуллин. Мы доставили его в Мелекесское РУВД. Утром он сознался в том, что убил Руднева.

“Был пьян

и очень зол”

Вину свою Марсель Шайдуллин признал полностью. И свидетельские показания, и данные судебно-медицинской и баллистической экспертиз, и вещественные доказательства не оставляли сомнений в том, что стрелял именно он. На суде даже выступил сокамерник Шайдуллина по ИВС Мелекесского РОВД, которому Марсель рассказывал, что застрелил своего соседа, потому что ревновал к нему свою жену, был в момент совершения преступления “пьян и очень зол”. Показания обвиняемого в той части, где он утверждал, что видел в ту ночь на кухне у Рудневых свою жену, суд счел недостоверными, поскольку совокупностью свидетельских показаний было доказано, что она в это время находилась совсем в другом месте. Кроме того, во время явки с повинной и в ходе предварительного следствия Шайдуллин ни разу не упомянул о том, что видел жену у Рудневых. На момент совершения преступления обвиняемый находился в состоянии простого алкогольного опьянения, но был вменяемым, отчет в своих действиях отдавал и осознавал, насколько они могут быть опасны. Эксперты сочли, что он не находился в состоянии аффекта, поскольку никаким оскорблениям или физическим воздействиям со стороны жертвы он не подвергался. 22 марта 2005 года Мелекесский районный суд под председательством судьи В. Н. Арискина признал Марселя Шайдуллина виновным по статье 105 часть 1 УК РФ – “умышленное убийство”. Он был осужден на одиннадцать лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Имена и фамилии героев публикации изменены по этиче-ским соображениям.

Редакция благодарит Мелекесский районный суд за предоставленные материалы.