Как предотвратить падение?

Совещание, проведенное губернатором Ульяновской области в Димитровграде практически сразу же после образования новой структуры – правительства области, показало, что руководство региона не намерено заниматься формальным возведением очередных бюрократических надстроек. Правительство (а выступавшие уже представлялись как министры и заместители министров этой новой для области формы власти), с первых же дней своего существования начало практическую работу по реализации вполне определенных задач, стоящих перед областью.

Вопросы оптимизации и финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства (так звучала тема встречи) не просто исключительно важны, сегодня это вопросы, без преувеличения, жизни и смерти. Мы слишком близко подошли к краю, чтобы позволить себе продолжать двигаться по инерции. Необходимы решительные и действенные меры. В них и спасение, и завтрашнее благополучие. Об этом сказал, открывая встречу, губернатор С.Морозов. И именно поэтому на нее были приглашены заместители глав городов и районов области, непосредственно занимающиеся “коммуналкой”.

Ситуацию, сложившуюся в настоящее время в коммунальном хозяйстве области, кратко, но достаточно наглядно, обрисовал министр топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Никитин. Думается, все названные им цифры приводить здесь не имеет смысла. Количество муниципальных предприятий в области, общее число котельных и прочие показатели, разумеется, важно, но для читателя они будут интересны и показательны только в сравнении или “расшифровке”. Однако совсем обойтись без цифр нельзя, поскольку среди них много “говорящих” сами за себя.

Предваряя совещание, глава области отметил парадоксальность сложившейся ситуации: на “коммуналку” тратятся немалые средства, но это все равно не приводит к заметным изменениям. Да и могут ли “замерзнуть” и тем более начать снижаться тарифы, формирующиеся на основании расчетов теплоисточников по собственным расходам, если оборудование котельных и сети в основном давно морально и физически устарели? Из 1226 котельных области более трети работает на мазуте, угле или дровах, что делает тепло попросту золотым. Потери при транспортировке тепла и воды по изношенным магистралям из-за отсутствия средств на их замену только растут. Оплачивать эти потери приходится жителям и предприятиям области.

Ситуация с теплоснабжением в Ульяновской области вообще непростая. В ряде случаев в связи с повсеместным сокращением производства за последние годы существенно снизилась нагрузка на котельные. Как следствие, снизился (до 70 %, а кое-где даже до 26 %!) и их КПД, что приводит к превышению (иногда в два раза) норм расхода топлива.

Необходимо искать альтернативные источники тепла и инвесторов, готовых модернизировать и обслуживать котельные. В этом смысле Димитровград (в определенном смысле, конечно) может служить примером: если в Ульяновске 70 % потребностей в тепле обеспечивается централизованными источниками, то в Димитровграде львиную долю тепла производят ведомственные котельные (ТЭЦ НИИАР и котельная ООО “Тепловые системы” – бывшая “олимповская”, которая сегодня, кстати, также загружена не на сто процентов). При этом механизм ресурсосбережения в области не отработан, а соответствующая программа только готовится.

Денег катастрофически не хватает не только на модернизацию оборудования и сетей. Только на выполнение областной программы, предусматривающей переселение граждан из ветхого жилья (по области более трех тысяч домов) в 2005-2010 гг., необходимо 2,8 млрд. рублей. Ремонта требуют и очистные сооружения некоторых городов и районов.

Практически все муниципальные предприятия коммунальной сферы Димитровграда и Ульяновска работают с убытком, фактически являясь банкротами.

С потерями (до 40-50 %) работает и электроэнергетика.

Процент газификации населенных пунктов необыкновенно низок в сравнении с показателями соседних регионов – Чувашии, Мордовии, Самарской и других областей, где они уже приближаются к стопроцентной отметке. При этом программа газификации области, по сути, стратегический план, пока в стадии разработки.

Одним из самых слабых мест коммунального комплекса области является система оплаты услуг предприятий, обеспечивающих нас теплом, водой, электроэнергией… В некоторых районах оплата коммунальных услуг не превышает 40 (!) процентов. При этом действующие тарифы все равно не обеспечивают покрытия расходов.

Финансовая ситуация в коммунальном комплексе региона также тревожная. И тут губернатор счел необходимым дополнить доклад министра несколькими показательными цифрами. Консолидированные долги Ульяновской области составляют примерно 10 млрд. рублей, в том числе 7 млрд. – “коммунальные” долги. Чтобы представить масштаб проблемы, следует учесть, что бюджет области по собственным доходам – немногим более 6 млрд. рублей, а консолидированный бюджет – 11 млрд. По мнению С.Морозова, в абсолютном большинстве случаев долги “коммуналки” – результат неграмотной политики управленческого аппарата на всех уровнях. Усилия нынешнего руководства области и города Ульяновска позволяют удержать ситуацию под контролем. Однако она близка к критической, и Ульяновская область на пороге зимы, до которой всего два месяца подготовки, практически стала банкротом.

Мысль губернатора продолжил Сергей Никитин, согласившись, что основная причина кризисной ситуации – отсутствие управления жилищно-коммунальным хозяйством. Положение будет оставаться неизменным до тех пор, пока мы не научимся мыслить социально-экономическими и финансовыми категориями. Между тем, далеко ходить за опытом не надо: практически во всех других субъектах Приволжского федерального округа коммунальные предприятия рентабельны, и тарифы при этом ниже (в нашей области самые высокие в ПФО тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение).

Одним из возможных путей снижения стоимости тепла и повышения эффективности котельных мог бы стать перевод отдельных жилых районов и домов на отопление от автоматизированных модульных котельных. Подобные котельные сегодня с успехом используются в других регионах. Об этом рассказали заместитель главы Ульяновска Андрей Пашенцев. В Ульяновске планируется до 1 февраля 2006 года провести модернизацию одиннадцати самых низкоэффективных котельных. По расчетам проектантов, модульные котельные окупаются в течение четырех лет, что считается вполне оптимальным сроком. Но главное – за счет конструктивных особенностей (эти котельные могут поставлять тепла столько, сколько необходимо, с учетом сезонных изменений), автоматизации процессов и экономичности они позволяют уменьшить стоимость тепла (а значит, и тарифы для населения) в два раза. Это немаловажно, особенно, если учесть, что экономия на энергоресурсах – одна и важнейших задач в условиях постоянного роста цен на газ.

Одним из бичей существующих с 60-70 годов котельных является необходимость содержать большой обслуживающий персонал, содержание которого “съедает” 50 % затрат. Автоматизированные котельные позволят существенно снизить накладные расходы.

Создание благоприятной конкурентной среды для развития бизнеса в коммунальном комплексе в муниципальных образованиях области – следующая задача, стоящая перед руководством городов и районов региона. В областном центре шесть управляющих компаний. И все они имеют признаки банкротства. Руководство области и Ульяновска всерьез озабочено их дееспособностью, не без оснований рассчитывая на частный бизнес, как на неизбежное условие, при котором можно реанимировать “коммуналку”. К 1 сентября Ульяновск планирует передать управление всем жилым фондом новым организациям. Это непросто. И дело не в отсутствии желающих взвалить на себя коммунальный воз. Таких желающих, как показало время, предостаточно. Многие руководители просто боятся изменений, а кто-то и просто заинтересован в сохранении существующей системы. План предусматривает значительное сокращение управленческого аппарата. Сегодня в шести управляющих компаниях из пяти тысяч работников около 700 управленцев. В 2006 году ульяновцы намерены оставить только 450 человек (а лучше – 300). Остальные работники уйдут в подрядные организации. При этом будет налажен жесткий пообъектный учет полученных и потраченных средств. Практика перекрестного субсидирования, когда из общего “котла” деньги направляются на латание дыр в самых проблемных местах, также подлежит искоренению.

В области пионерами попытки создания нормальной конкуренции в этой многотрудной отрасли по праву считаются димитровградцы. Привлечение частных кампаний предполагала программа реформирования ЖКХ, принятая еще в 2002 году. А в мае прошлого года в рамках этой программы, исходя из опыта других городов, был проведен конкурс на обслуживание 9, 10, 11 и 11 “а” микрорайонов. Выиграла его компания “Сервис-Град”. Второй конкурс – на обслуживание 1-го микрорайона – выиграло ООО “Ремонтируем и строим”. Сначала это были подрядные организации, а с 1 июня 2005 года они стали полноценными управляющими компаниями на своих участках. Конкурс был проведен и в 2005 году. И теперь непосредственное обслуживание наших домов (фонд по-прежнему остается на балансе муниципалитета) осуществляют семь частных организаций. Муниципальный заказ по очистке и благоустройству города также наряду с муниципальными предприятиями выполняют частные фирмы по договору. В этом случае они платят единый налог на добавленную стоимость, что снижает стоимость их услуг. Экономия бюджетного фонда от этого уже составила три с половиной миллиона рублей. Выше говорилось, что немалую долю тепла (30 %) для города производит также частная компания – “Тепловые системы”.

И, тем не менее, недоверие у многих потребителей, да и руководителей муниципальных образований, коммунальных предприятий остается. А не уйдет ли частник в самый неподходящий момент, когда ему будет нужно? Не будет ли диктовать неприемлемых условий?

Нет, считает заместитель министра топливно-энергетических ресурсов и ЖКХ Сергей Гигирев. Частник от прибыли не уйдет, и уж тем более не уйдет от прибыли, ожидаемой от капитальных вложений. Тем не менее, на пути создания нормальной конкурентной среды немало трудностей, вопросов. И первый из них – вопрос имущества. В большинстве образований нет муниципальной казны, что серьезно задерживает процесс привлечения альтернативных подрядчиков. Задача в связи с этим проста: принятие нормативные документы (дан срок – до 1 августа утвердить положения о казне муниципалитета – такие положения есть только в Ульяновске, Димитровграде, Новоульяновске и в паре районов). На руководстве районов и городов области также лежит обязанность провести инвентаризацию, четко определив балансовую принадлежность всех объектов и систем (в том числе бесхозных). Есть и другие задачи.

Но ни одно дело не сдвинется с места без обеспечения финансовой поддержки. А если учесть бедность нашей области, вынужденную жесткость бюджетных рамок, об этом нельзя забывать ни на минуту. О чем, собственно, и говорил в своем выступлении начальник областного управления финансов и анализа Игорь Журавлев. Сегодня областной администрации, к сожалению, приходится заниматься несвойственной ей работой – проверять бюджеты муниципальных образований. Но делать это приходится, поскольку работа на местах проводиться неэффективно, неупорядочено. Между тем, правило “Жить по средствам” (или другими словами – не жить в долг) продолжает оставаться актуальным. А долги, в том числе и по кредитам, необходимо возвращать. По-другому нельзя. Сегодня зачастую бюджет (в том числе и в части коммунальных расходов) формируется “на авось”. Его составители рассчитывают на некую манну в будущем. Начальник управления финансов предупредил, что анализ бюджетов муниципальных образований – не разовая акция. Спрос за каждую цифру будет ежемесячным. До тех пор, пока к работе над главным финансовым документом в администрациях городов и районов области не станут подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Как невозможна нормальная работа без четкого расчета прибылей и расходов, так невозможна без создания оптимальной информационной системы работа по сбору платежей за коммунальные услуги. Это один из главнейших финансовых источников, обеспечивающих функциональность всей сферы. Доклад директора ГРКЦ Ульяновска Г.Мельченко (до этого он возглавлял ГРКЦ Димитровграда) так и назывался: “О создании комплексной автоматизированной единой системы оплаты коммунальных услуг Ульяновской области”. И здесь Димитровград может служить ярким ориентиром, поскольку в нашем городе было наглядно показана решающая роль информации для принятия оптимальных управленческих решений. Создание оптимальной базы данных, продуманная работа с задолжниками, развитие разветвленной сети касс (сегодня деньги за коммунальные услуги можно внести даже в некоторых отделениях сбербанка), объединение в одну систему сведений ЗАГСа, комитета социальной защиты населения и других служб (что избавляет граждан от лишних хождений за справками)… Все это создает необходимые условия для нормального анализа движения денежных потоков, сводит к минимуму ошибки, упрощает сам процесс платежа. К сожалению, многие из вышеперечисленных достижений в масштабах большинства населенных пунктов, в том числе и областного центра, пока остаются делом будущего. Хотя, надо заметить, что в Ульяновске работа по созданию информационной системы для обеспечения прозрачности финансовых потоков по коммунальным платежам идет полным ходом. К 1 августу в Ульяновске собираются завершить объединение локальных, разрозненных пунктов приема платежей в одну сеть. На Ульяновске, разумеется, дело не закончится. Есть далеко идущие планы – создать единую автоматизированную систему платежей по всей области. В завершении встречи выступил руководитель *** В.Зырянов, вернувшийся недавно из деловой поездки в Башкирию, где он познакомился с опытом сохранения труб центрального водоснабжения от коррозии. Известно, что износ сетей у нас в городе, впрочем, и везде в области, доходит до критических отметок. Однако средств на замену коммуникаций в тех масштабах, в которых они нуждаются в замене, нет. Тем не менее, есть средство, позволяющее “лечить” водопроводы. Речь идет о технологии песчано-цементного напыления, позволяющего ликвидировать свищи и более серьезные повреждения, в том числе даже после демонтажа, продляя трубам жизнь на десятилетия. Оборудование для этих работ в скором времени будет привезено и смонтировано в Дмитровграде.

О других энерго- и ресурсосберегающих направлениях на совещании речи не шло, поскольку основная задача совещания была предельно проста – наметить стратегическую линию действий. И, тем не менее, собравшимся напомнили об одном из важнейших направлений в этой деятельности, которое в Димитровграде получило развитие в последнее время. Речь о защите интересов потребителей в отношениях с поставщиками услуг. Известно, что львиная доля долгов бюджетных организаций – коммунальные долги. Поставщики услуг нередко все свои огрехи, все потери на линии, не зависящие от потребителя, считает возможным включить в счет. Нередко при этом завышаются нормативы. И потому работу со счетами фактически можно приравнять к энергосберегающим технологиям. Необходимо привести в порядок нормативную базу, договорные документы, что особенно актуально сегодня, в преддверии очередного отопительного сезона. Эта работа может быть весьма результативной, если будет проведена не формально, с пристрастием. При этом наверняка придется столкнуться и со многими “застарелыми” вопросами, в частности о балансовой принадлежности сетей, оборудования и прочего, решение которых также может благотворно сказаться на формировании оптимальной системы управления коммунальным хозяйством.

Разбудить в руководителях администраций и предприятий чувство хозяина в своем доме, ответственного за все ошибки, болеющего за благополучие своих домочадцев – вот, собственно говоря, чего хотела добиться областная администрация, готовя это совещание. Очевидно, что желание это зиждется на понимании своей ответственности перед всеми жителями области, и дополняется требованием к профессионалам обеспечить качественную работу вверенных им участков. И тут уже не до деловых игр и отвлеченных, ни к чему не обязывающих, экспериментов. Губернатор, распределяя обязанности и устанавливая сроки, был максимально жестким: кто не хочет работать именно так, пусть отойдет в сторону…