Куда исчезают билеты на юг, или секреты железной дороги

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Сказать, что материал о проблемах на железной дороге имел резонанс, значит не сказать ничего. Напомним, что статья «Рвануть на юг проблемы нет, но ты попробуй взять билет» был опубликован в «Комсомолке» в минувшую субботу. На редакцию обрушился шквал звонков от читателей, которые жаловались на отсутствие билетов и трудности, связанные с их приобретением. Не смолчали и сотрудники Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги. Первый звонок оттуда поступил еще до опубликования материала (!), анонс о нем железнодорожное руководство услышало по радио. Закончилось все приглашением корреспондента «Комсомолки» поработать кассиром. Так сказать, испытать все «прелести» нелегкого труда.

Рабочий день у железнодорожников начинается в семь утра. Однако все приходят раньше. Поэтому встречу начальник вокзала «Ульяновск-Центральный» Николай Хвосточенко назначил мне в 6.30. Каюсь, опоздал на 15 минут, но меня как новичка простили. Однако примерить форму железнодорожников мне так и не пришлось. Воспротивилось руководство Ульяновского отделения КбшЖД. Мол, деньги через кассира проходят немалые, и ответственность у него – слишком большая. Что правда то правда. Зато посмотреть на работу изнутри позволили и рассказали обо всех тонкостях железнодорожного дела.

– Те машины, которые стоят у кассиров, в справочной службе и везде, где можно узнать о наличии или отсутствии билетов, очень здорово отличаются от бытовых компьютеров! – убеждал меня начальник ульяновского вокзала. – Там вообще система типа Windows не загружается, поэтому о пасьянсе «Косынка» речь идти не может. То же самое подтвердил и беспристрастный системный администратор. Причем перезагружается или встает на профилактику сразу вся система, все машины, скопом, вместе с главным компьютером в Самаре. Поэтому и перерывы технические (они бывают обычно глубокой ночью) длятся по двадцать и более минут.

Все билеты на ульяновские поезда или составы, проходящие через наш город, продают около 50 касс. Количество же билетов ограничено. До Адлера, например, вообще идет только четыре ульяновских вагона: один – плацкартный, два – купейных и еще один купейный повышенной комфортности (так называемое купе с услугами).

– А теперь считайте сами, – Николай Александрович берет в руки карандаш, – в 7.00, за 45 суток до отправления, начинается продажа билетов. То есть люди в 50 местах одновременно начинают покупать проездные документы. Кому из них достанется билет, зависит только от проворности кассира. При этом учтите, что в этом сезоне 30 групп школьников имеют право покупать билеты не за 45, за 60 суток. То есть это еще минус 30 – 40 билетов. Вот и получается, что дело не в мистике, а в повышенном спросе, – подытожил Николай Хвосточенко. – К тому же в этом году весь народ разом рванул в Сочи. В прошлом году этот поток был разделен на две части: одни ехали в Крым, а другие на Северный Кавказ. Сейчас, вероятно, из-за политических соображений и роста цен, люди не спешат на «незалежную» Украину.

Оказывается, существует процентное соотношение билетов, продаваемых до места назначения и обратно. То есть, например, на поезд Ульяновск – Сочи в Ульяновске имеют право продать 80 процентов билетов, а вот на поезд Сочи – Ульяновск – только 20 процентов. Иначе все сразу купят билеты туда и обратно, и в сочинских кассах не будет ни одного (или почти ни одного) проездного документа. На что тогда жить Сочинскому железнодорожному вокзалу? – Поэтому даже я, – поделился опытом Николай Хвосточенко, – беру обратно, для подстраховки, «боковой плацкарт», а уже потом меняю этот билет на другой – купейный.

– Если есть спрос, значит должно быть и предложение. Почему же не увеличивают количество вагонов? – удивился я. Оказалось, что этот вопрос решает руководство Куйбышевской железной дороги. А начальству всегда видней…

-И вообще, нет такого, чтобы совсем невозможно было уехать! Признайтесь, вам же предлагали в кассе билеты повышенной комфортности! – строго спросил меня начальник вокзала. –Было дело, – сознался я. –Ага! – обрадовался руководитель. – Почему же вы, как и многие другие, стараетесь сэкономить на дороге, тогда как на юге не жалеете потратить гораздо большие суммы? Что тут ответишь? Ну, не считаю я, что постельное белье и предлагаемая в поезде еда стоит дополнительных 500 рублей! -А что насчет «Сервисного Центра»? Говорят, именно туда уходят все билеты в южном направлении, а потом продаются с переплатой? – вынул я из кармана последний козырь. – Да вы что?! – округлил глаза Николай Александрович. – Сейчас бронируется минимальное количество билетов. Нам просто не выгодно «придерживать» проездные документы! ОАО «Российские железные дороги» – коммерческое предприятие: чем больше мест продадим, тем больше заработаем. Например, «Сервисный центр» выделяется только восемь билетов на поезд до Адлера: четыре купейных и четыре плацкартных. Столько же, сколько и начальнику вокзала – на экстренные случаи (если кому-то из пассажиров понадобиться срочно поехать на похороны, операцию или на другое неотложное дело). В остальном «Сервисный центр» реализует все те же билеты, что и в основном зале, только без очереди и в более комфортных условиях. При этом плата за оформление документов составляет 80 рублей. А забронировать билеты здесь будет стоить 100 рублей.

Увольнение! – Именно такое наказание предложил для виновницы материала – кассира – начальник Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги Владимир Максимов. – Мы – организация полувоенная, – сказал он, – поэтому наказываем строго. Как-никак от нашей работы зависят жизни людей! Я не был сторонником столь суровых мер, что и высказал высокому начальству. Однако после встречи с кассиром стал колебаться. Девушка ни в чем не видела своей вины и считала, что она все сделала правильно. -Я же не грубила! – возмущалась она.

Интересно, понравилось бы этой девушке, если бы ее полчаса продержали перед кассой продуктового магазина, а потом еще и обслужили подобным образом? Радует, что этот случай единичный, и остальные кассиры (в этом я смог убедиться лично) работают очень профессионально. На обслуживании одного «сложного» клиента, покупающего билеты из Минска в Москву и из столицы в Ульяновск, у них уходит всего шесть минут (!), а на оформление проездных документов из Ульяновска в Москву – две! За смену кассир обслуживает до 400 человек. Такая работа достойна уважения!.