Выборная «карусель»
О черных технологиях или черном пиаре говорится достаточно много и уже давно. На предвыборной арене появлялись двойники кандидатов, «однодневные» избирательные блоки с шумными и яркими названиями, составляющими которых становились малоизвестные партии. А уж сто тысячные тиражи незарегистрированных газет и десятки тысяч плакатов с клеветническим содержанием – вообще «нормальное» составляющее региональных и местных выборов.
На фоне «проверенных» приемов черных технологий появляются и новинки. Одной из таких является «карусель».
В основном «карусель» работает там, где специалисты (председатель и члены участковых избирательных комиссий (УИК), доверенные лица кандидатов, наблюдатели) не достаточно подготовлены юридически. «Карусель» реализуется в день голосования.
Чтобы избежать нарушений в выборном процессе, необходимо сделать день голосования не мероприятием, когда «всех собравшихся заставили собраться в выходной, оторвали от семейных дел и принуждают сидеть целый день и смотреть за ходом голосования». При таком подходе неявного нарушения законодательства никто и не заметит. Казалось, наблюдатели от кандидата заинтересованы, но чаще они просто отрабатывают суточное вознаграждение. Зачастую специалистами УИК становятся сотрудники тех школ, в которых организована та или иная УИК. Но профессиональные знания и моральные устои педагога не всегда правильно накладываются на выборный процесс, требующий прежде всего юридической грамотности. Воспользоваться же такой безграмотностью легко.
«Карусель» строится на личных контактах «исполнителей», либо заранее расклеиваются объявления с примерно таким содержанием: «Творческая работа», либо «Подработка для всех.» Людям, отозвавшимся на такое объявление предлагается определенная сумма (обычно 50 или 100 руб.), за то, чтобы в день выборов человек «проголосовал» за определенного кандидата.
С согласившимся избирателем проделывается следующее: первый «подкупленный» заходит на избирательный участок, получает бюллетень для голосования и незаметно выносит его из участка, за что получает вознаграждение. В этом бюллетене и ставится галочка напротив необходимой фамилии. Последующие «подкупленные» избиратели берут бюллетень с проставленной галочкой, вносят его на участок, получают «чистый» бюллетень, опускают в урну бюллетень принесенный с собой, а «чистый» выносят из участка, за него-то «подкупленные» и получают деньги. В принесенном бюллетене снова ставится галочка «за» нужного кандидата. Процесс повторяется многократно.
За день через один участок может пройти от 100 до 1000 «меченных» бюллетеней, в зависимости от численности избирателей в округе. «Подкупленные» избиратели могут финансироваться одновременно из разных источников. При подсчете голосов это отслеживается по недостающему количеству бюллетеней, правда не всегда. Последний «подкупленный» может бросить в урну несколько бюллетеней одновременно, тем самым уравнивая число пришедших на участок и число бюллетеней.
Эффект потрясающий! Особенно там, где исход выборов решают несколько десятков-сотен голосов. «Карусель» является дополнением к широкой пиар-кампании кандидата и на сегодняшний день еще находит практическое применение на выборах региональных и муниципальных представителей власти. В законодательстве о выборах предусмотрены меры по подкупу избирателей. Уличенный в подкупе кандидат снимается с предвыборной дистанции решением соответствующих органов, но заказчиков и исполнителей «каруселей», видимо, сегодня трудно выявить и привлечь к ответственности.
Остается надеться, что новые поправки в выборном законодательстве РФ не оставят шансов «черным» политтехнологам и сделают более прозрачными предвыборные кампании во все уровни власти.