Странности уличной торговли

Представителями городских властей был проведен очередной рейд по выявлению нарушений правил уличной торговли. В этом мероприятии приняла участие и корреспондент газеты «Димитровград-панорама».

В составе комиссии по контролю за соблюдением законодательства на потребительском рынке работали начальник службы по торговле, транспорту и связи Валерий Шамильевич Ярулин, государственный инспектор по надзору за госстандартами и обеспечению единства измерений по Ульяновской области Надежда Ивановна Мухина, инспектор отделения по борьбе с нарушениями на потребительском рынке лейтенант милиции Ольга Владимировна Кочегарова и депутат Рафаиль Хамитович Алеев. Цель рейда – выявление незаконности установки мобильных торговых точек и нарушений правил торговли. Объекты проверки – фруктово-овощные палатки.

Скромные хозяева

По правилам торговли даже на палатках должны быть вывески с информацией о принадлежности торговой точки. А это, как минимум, название организации или полного имени и фамилии предпринимателя. Отсутствие такой вывески довольно существенно ограничивает потребителя в правах: в случае покупки некачественного товара (да не дай бог, неприятных последствий от его употребления) и претензий-то предъявить будет не к кому. Отсутствием таких вывесок грешат в нашем городе практически все торговые палатки. «Скромность» хозяев торговых точек иногда доходит до абсурда – даже продавцы не знают имени своего работодателя.

Для нашей комиссии такие торговцы, работающие инкогнито, стали главной проблемой в проведении рейда по запланированному графику. Чтобы выяснить, на кого составлять протокол, приходилось затрачивать массу усилий и времени на выяснения истины. Кто-то из опрашиваемых вдруг резко забывал русский язык и на конкретный вопрос давал несуразные ответы. Некоторые прикрываясь полным незнанием, на кого трудятся, становились немыми и глухими. А были и такие, что вообще отрекались от своей работы: дескать, случайно зашла в палатку и просто так (видимо, из любви к торговому искусству) постояла у прилавка.

Почем товар?!

Кроме отсутствия вывесок, указывающей на принадлежность, к частым нарушениям можно причислить и оформление витрин. Вместо ценников – просто наклейки с цифрами: ни производителя, ни названия товара, ни подписи ответственного лица. А эти цифры могут обозначать цену (скорее всего, в рублях) как за килограмм продукта, так и за один плод.

Много претензий и к весам – не отрегулированы. Реальный вес товара не соответствуем показаниям прибора. Все весы, которые мы проверяли во время рейда, без пломбы. Не проходили проверку и средства измерения, проще говоря, гири. Так что не исключено, что дурят нашего брата, покупателя…

О товаре вообще нет никакой информации. Как показала проверка, у «палаточников» подобные нарушения сплошь и рядом. У них нет сертификатов качества на каждый продукт, а о санитарно-эпидемиологическом заключении на овощи, в которых могут содержаться нитраты, продавцы даже и не слышали. Где и в каких условиях выращивались эти овощи и фрукты? Об этом покупателю никто не расскажет: пусть думает, что ест витамины во благо своему здоровью…

Небольшие зарисовки

В незаконно установленной палатке возле дома №3 по улице Мориса Тореза овощами и фруктами торгует 15-летняя девушка. Ни медицинской книжки, которая должна быть у каждого продавца продовольственными товарами, ни документов на аренду места под палатку, ни одного сертификата на товар. На вопрос: кто хозяин палатки, девушка с трудом вспоминает фамилию – кажется Измаилов, а имя… вроде бы, начинается на букву «р».

В палатке, установленной возле дома №30 «а» по проспекту Ленина (у почтового отделения), среди выставленного на продажу товара – подгнившие помидоры по 15 рублей за килограмм. «Почему вы продаете испорченные продукты?» – спрашивают проверяющие. «Так мы же уценили его!» – гордо отвечает продавщица.

Мы подходим к незаконно установленной палатке на рынке Торгового центра (на улице Мориса Тореза). Инспектор милиции задает несколько вопросов продавщице. Та, молча начинает, собирать продукты, освобождая прилавок. Когда же уйти от ответа становится невозможным, она выскакивает из палатки и кричит: «Я – пенсионерка! Я здесь не работаю! Я случайно сюда зашла…»

Реплика

Нечистоплотное соседство

Еду я как-то к внуку в соцгород (сам живу в старой черте). Выхожу на остановке у школы №6, которая называется «Школьник», о чем сообщает щит, расположенный на киоске. А может, это название самого киоска? Решил посмотреть, что в нем продают? Думаю, ведь товары должны соответствовать названию торговой точки. Глянул и ужаснулся. В «Школьнике» торгуют отнюдь не канцелярскими принадлежностями. Здесь в огромном ассортименте пиво и сигареты. И это в нескольких метрах от школы! В этом же крошечном помещении, где кроме прочего находятся и продукты питания, расположилась мастерская по ремонту обуви, согласитесь, что это несовместимо, я бы даже назвал такое соседство нечистоплотным. И все это вместе называется очень даже мирно – «Школьник». Не абсурд ли? В.П.Овчинников, пенсионер

Зеркало статистики

Отделом по тарифной политике администрации города 1 июля был проведен мониторинг розничных цен по десяти продовольственным магазинам, димитровградскому продовольственному рынку и торговым точкам Ульяновска

За год

Анализ изменения цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал, что из 32 наименований отслеживаемого перечня цены возросли на 22 вида продовольственных товаров, снизились – на 10. Средний прирост цен составил 22,6 процента.

Увеличение цен на продовольственные товары связано с инфляцией, а также ростом цен на горюче-смазочные материалы, влияющие на расходы по доставке товаров, которые, в свою очередь, отражаются на себестоимости и, соответственно, на цене.

Наиболее существенный рост потребительских цен на 1 июля 2005 года по сравнению с 1 июлем 2004 года отмечен на картофель и морковь. Цена на картофель поднялась на 281,4 процента (с 4,85 до 18,5 рубля за килограмм), на морковь – на 60,2 процента (с 19,35 до 31 рубля за килограмм). Такое подорожание связано с резким скачком цен на эти овощи в мае текущего года и удерживание их на прежнем уровне до настоящего времени.

В прошлом году стоимость мяса говядины и свинины из-за ситуации на мировом рынке искусственно занижалась. Поэтому в начале этого года производители мяса, учитывая прошлогоднее занижение, повысили цены на 40-50 процентов. С начала года на 1 июля цены возросли еще на 20-30 процентов, превышая уровень инфляции на 5-15 процентов. В результате, свинина подорожала на 86,6 процента (с 71 до 32,5 рубля за килограмм), говядина – на 56,8 процента (с 77,5 до 121,5 рубля за килограмм). Повышение цен на мясо отразилось на росте цен на колбасы – варенные и полукопченые (порядка 20 процентов).

Снижение цен зарегистрировано на некоторые крупы, хлеб и сахар. Например, пшено подешевело на 41,3 процента – с 14,15 до 8,3 рубля за килограмм. Цена на гречку снизилась на 17,5 процента – с 19,4 до 16 рублей за килограмм. Крупа манная стала дешевле на 6,9 процента – с 14,5 до 13,50 рубля за килограмм. Горох упал в цене на 9,5 процента – с 9,5 до 8, рубля за килограмм. Понизилась цена и на лук: на 4,8 процента – с 15,75 до 15 рубля за килограмм. Хлеб пшеничный подешевел 3,8 процента – с 9,25 до 8,9 рубля за буханку. Цена на сахар упала на 3,2 процента – с 18,5 до 17,9 рубля за килограмм.

Положительную роль в этом сыграли принятые федеральные законы, направленные на финансовое оздоровление села: в экономическом плане прибыль возросла, количество убыточных хозяйств уменьшилось на одну треть, что и повлияло на снижение цен.

За полгода

По сравнению с началом года цены выросли на 17 видов продовольственных товаров, снизились – на 15. Средний прирост цен на 1 июня 2005 года по сравнению с началом года составил 9,7 процента. Надо отметить, что это ниже, чем в предыдущие месяцы: на 1 июня 2005 года по сравнению с началом года прирост цен составлял 11,4 процента, на 1 мая – 12,9 процента. Данный показатель подтверждает общую тенденцию к снижению темпов роста цен.

Темпы инфляции на потребительском рынке на 1 июня 2005 года по сравнению с началом года «традиционно» увеличились и составили 108,18 процента. Цены возросли на 20-30 процентов, превышая уровень инфляции на 5-15 процентов.

Наблюдается сезонное увеличение цен на овощи. Например, цена на картофель повысилась на 210,9 процента – 5,95 до 18,5 рубля за килограмм. Морковь подорожала на 235,1 процента – с 9,25 до 31 рубля за килограмм. Капуста стала дороже на 80 процентов – с 7,5 до 13,5 рубля за килограмм. Цена на лук поднялась на 50 процентов – с 10 до 15 рублей за килограмм.

Повышение цен обусловлено появлением на потребительском рынке этих продуктов от нового урожая. Кроме того, спрос на свежие овощи возрос, что также повлекло за собой повышение цен.

Отмечено существенное, по сравнению с уровнем инфляции, повышение цен на мясо птицы. Куриные окорочка подорожали на 35,3 процента – с 50,4 до 68,2 рубля за килограмм. Мясо птицы стало дороже на 26 процентов – с 63,65 до 80,2 рубля за килограмм. В течение длительного времени (около года) цены на куриные окорочка и мясо птицы стабильно оставались на одном уровне. В начале мая цены резко возросли на эти виды продуктов, достигнув предельного уровня средних розничных цен.

Тенденция увеличения цены на мясо продолжается. Свинина подорожала на 33,8 процента (с 99 до 132,5 рубля за килограмм), говядина – на 27,9 процента (с 95 до 121,5 рубля за килограмм). Среди основных причин роста на мясную продукцию являются убыточность производства, сокращение поголовья скота и подорожание импортной продукции. Эти факторы, включая все растущие затраты по транспортировке, а также рост цен на энергоносители, и повлияли на увеличение средней розничной цены по городу. Кроме того, увеличение цены на мясо объясняется тем, что на европейском рынке и целом в мире мясо подорожало на 30-40 процентов. В нашей же стране поголовье крупнорогатого скота сократилось, поэтому Россия вынуждена закупать мясо на европейском и мировом рынках. Повышение цен на мясо отразилось на росте цен и на колбасы – почти на 20 процентов.

Снижение уровня цен на крупы, хлебобулочные изделия по сравнению с началом года обусловлено теми же факторами, что и снижение цен по сравнению с прошлым годом. Также с начала года отмечается тенденция снижения стоимости молочной продукции. Сметана подешевела на 17,1 процента – с 62,7 до 59 рубля за килограмм. Цена на фасованный творог снизилась на 10,7 процента – с 47,6 до 42,5 рубля за килограмм. Молоко стало дешевле на 10,5 процента – с 13,3 до 11,9 рубля за литр. Это сезонное колебание цен, обусловлено оно ухудшением сохранности скоропортящейся продукции в летний период.

В начале мая повысился спрос на яйца (в связи с празднованием Пасхи), поэтому цена на этот продукт резко возросла. На данный момент спрос на яйцо упал, что повлекло за собой снижение цены – на 31 процент (с 24,65 до 17 рублей за десяток).

За месяц

По сравнению с прошлым месяцем цены выросли на 13 видов продовольственных товаров, снизились – на 18. И только на соль цена осталась без изменений. Сводный индекс потребительских цен понизился к предшествующему месяцу на 0,3 процентных пункта против аналогичного показателя предшествующего года и составил -1,6 процента. П

по сравнению с прошлым месяцем отметилось увеличение темпов инфляции на потребительском рынке Димитровграда – до 100,07 процента.

Наиболее быстрыми темпами росли цены на овощи. Картофель подорожал на 164 процента – с 7 до 18,5 рубля за килограмм. Цена на лук повысилась на 11 процентов – с 13,5 до 15 рубля за килограмм. Подорожание обусловлено сезонным колебанием цен: продовольственный рынок начал наполняться свежими овощами от нового урожая, увеличился спрос на данные виды продовольственных товаров со стороны потребителей, что привело к росту цен.

По сравнению с началом июня цены снизались капусту, свежемороженую рыбу и молочные продукты. Капуста подешевела на 56,5 процента – с 31 до 13,5 рубля за килограмм. Цена на свежемороженую рыбу упала на 16,5 процента – с 51,3 до 43 рубля за килограмм. Стали дешевле молоко, сметана, творог, сыр. Такое снижение цен является сезонным и обусловлено ухудшением сохранности этой скоропортящейся продукции в летний период.

Незначительное снижение цен на крупы (не превышающее трех процентов) объясняется теми же факторами, указанными при сравнительном анализе с аналогичным периодом прошлого года (см. «За год»).