Стипендия имени меня
Впервые в области осуждена студентка, которая похитила у своих однокурсников около семи с половиной тысяч рублей
Отсроченная стипендия
– Когда я попросил старосту выдать мне стипендию за апрель, она сказала, что денег у нее пока нет и она отдаст ее вместе со стипендией за май, – рассказал на суде студент Димитровградского института технологии управления и дизайна Ирек Минибаев. – Та же история повторилась и в мае, и в июне. Я уехал на каникулы без денег.
Почти полгода, до апреля 2004 года, у однокурсников группы технологического факультета ДИТУДа не было никаких претензий к своей старосте. 17-летняя Арина Буравина (имя изменено – А. Н.) исправно получала и передавала им деньги, которые получала в кассе ДИТУД в рамках подписанного договора о полной материальной ответственности.
Лишь 14 сентября Буравина выдала Минибаеву стипендию за август. На вопрос, где же еще три стипендии, девушка, не моргнув глазом, ответила, что он получил их сам. Позже выяснилось, что подписи Минибаева в ведомости за апрель, май и июнь поддельные. Таким образом, всего Арина присвоила 1746 рублей.
Оставила
с носом восьмерых
В сентябре Буравина, очевидно, решила «сыграть по-крупному» – ведь на этот раз она получила двойную стипендию. Многим студентам была выделена премия в триста с небольшим рублей за активное участие в спортивной жизни института. И она не выдает стипендию … сразу восьмерым однокурсникам! При этом девушка уверяет всех обратившихся к ней ребят, что стипендия им просто-напросто не положена – кто плохо сдал сессию, кто не вовремя. Тем же, кто грозится сходить в деканат или бухгалтерию, Арина обещает все узнать сама, выходит из класса… и через несколько минут выдает положенные 504 рубля, извиняясь за ошибку. Однако через некоторое время выясняется, что пятерым из этих студентов была положена еще и «спортивная» премия, которую Буравина все-таки оставила у себя. Тут уже однокурсники не выдержали и пошли в бухгалтерию. И узнали, что ведомость была сдана, как положено, со всеми подписями, и что эти подписи – не их.
Завербована ОБЭП?
В общем, история получилась некрасивая. На суде Арина плакала, говорила, что была не в курсе правил сдачи в кассу денег тех студентов, которые не получили стипендию, что не знала она и о «спортивной премии». Утверждала, что в бухгалтерии якобы грозили отчислением за просроченные ведомости, и поэтому в сентябре она за всех студентов расписалась сама и тут же сдала документы. Может быть, девушка действительно запуталась. Но бухгалтер ДИТУД Осипова заверяла, что Буравина была просто идеальной старостой, всегда сдавала документы вовремя и никаких нареканий не имела. И ту самую пресловутую ведомость сдала не сразу же, а через день. Почерковедческая экспертиза признала все подписи поддельными. Видимо, от отчаяния Арина заявила, что ее все оговаривают, потому что подвергаются… давлению со стороны сотрудников ОБЭП! Якобы они предложили ей сотрудничать, она отказалась, и ей теперь мстят. Тут уж служители Фемиды просто развели руками.
В итоге Димитровградский городской суд признал Арину Буравину виновной в хищении чужого имущества. Девушка была осуждена на год условно.
Староста – профессия опасная
Пока одни старосты своими действиями заносят себя в «группу риска», другие, сами того не желая, становятся объектом нападения. Жуткий случай произошел несколько лет назад в Ульяновске со старостой третьего курса политехнического университета. Прямо на трамвайной остановке девушку облили бензином и подожгли. В тот день Ирина Маева как раз получила стипендию на группу. Сумма набралась немалая –порядка тридцати тысяч рублей. Спасти девушку не удалось, она умерла по дороге в больницу от обширных ожогов.
Виновных в этом жутком преступлении так и не нашли, хотя в милиции даже не сомневаются, что несчастная Ирина погибла из-за стипендий. После этого зверского убийства большинство университетов отказались выдавать стипендии старостам, решили, что каждый студент должен ее получать в кассе.
Денег всегда
не хватает…
Удивительно, но многие студенты, обсуждая историю с димитровградской студенткой-воришкой, не столько осуждали старосту, «закроившую стипендию», сколько государство, которое не в состоянии поддержать их в финансовом плане. В ульяновских вузах средняя стипендия составляет 400 рублей. «Заработок» хорошистов – чуть больше, в месяц 800-900 рублей. Обед без супа, но с салатом, компотом и выпечкой в университетской столовой на Набережной реки Свияги меньше, чем на 25 рублей не тянет. Плюс ежедневный проезд в вуз «съедает» всю стипендию без остатка на карманные расходы. Хорошо, если папа с мамой с довольствия не снимают, а вот «бедным студентам» ничего не остается, как искать себе дополнительный заработок.
– Студенты дневных отделений практически в безысходной ситуации, – считает юрисконсульт Елена Каримова. – По закону, право работать на предприятии в штате имеют лишь студенты-заочники, которым не нужно ежедневно посещать занятия. Поэтому студентам-очникам приходится трудиться на временных работах, трудовую книжку им все равно вряд ли кто-то оформит.
Со следующего учебного года студентам станет жить немного проще. Министерство образования, наконец, приняло решение о повышении студенческих пособий ровно в два раза. В региональных университетах уже начинают пересчитывать стипендии. Приятный сюрприз ульяновские «мученики науки» ожидают уже в сентябре.