Сельские известия
Позже, когда фотографии бывших объектов сельхозназначения в Барышской Слободе были готовы, я понял, что успел сделать поистине исторические кадры: фермы бывшего летнего лагеря на 1000 голов скота начали разбирать за два дня до моего приезда в “Заветы Ильича”. К этому времени был разорён фуражный склад, срезаны и брошены возле дороги металлические колоды, были сорваны деревянные коньки с крыши. До шифера ещё не добрались, но, судя по темпам разрушительных работ, дня через два-три наступила и его очередь. Предполагаю, что сейчас там не осталось ничего, что я успел запечатлеть на фото. Поэтому с особым чувством помещаю их в газете. Удивительным образом сохранилась конеферма, в которой все необходимые помещения давно пусты, не тронут и металлический забор вокруг фермы. Но для таких “специалистов”, как Маринов, разбор и продажа объектов, где есть что-то из металла, бетона и древесины – не проблема. Всё это увозится в ещё более сжатые рекордные сроки, чем строилось. Чудную картину представляет собой бывшая база для откорма скота: нет ни стен, ни крыши, наполовину разобран бетонный пол, и лишь железные колонны стоят стройными рядами, свидетельствуя о том, что некогда создавалось прочное добротное сооружение, сломать которое не так-то просто. Но и восстановить ферму уже невозможно – для этого нужны колоссальные средства.
На частных подворьях поголовье скота в целом по району тоже сокращается. Одна из причин – отсутствие лекарств у ветврачей для обслуживания скота местного населения. Чтобы сделать банальную прививку животине, населению надо обращаться, как минимум, в район, но и там в помощи часто отказывают. В СПК не заготовлено ни одного килограмма сена и других кормов.
Разорять хозяйство начал, как я писал выше, Валентин Воронков, успевший накуролесить за пятерых, но всегда выходил “из воды сухим”. Пилораму в Б. Слободе продал за бесценок неким Колеснику и Синицыну. До того, как его снял Камаев, по словам сельчан, он продал самосвал тестю. Надо полагать, что, как родственнику, он сделал ему значительную скидку. Позже, говорят, у него нашли три машины, которые он прятал в “Руси”, что на въезде в Сурское, и даже в других районах. А “глыба” вплотную занялся распродажей всего металлического. После так называемых выборов они вместе с Никаевым основали (на бумаге) ООО “Русь-2” и перевели туда всю оставшуюся технику. Возглавляет ООО зять Никаева, бывший агроном Морозов Ю.Ю., а ведь Никаева выгнали в своё время из АТП за то, что он продавал технику, чем вызвал возмущение народа.
Маринов остался председателем. Жители с опаской говорят о нём, потому что он, как рассказывают, способен применить к недовольным физическую силу. На том самом собрании 6 июля 2004 года, которое проходило без перерыва и длилось всего полчаса, он прямо из президиума сказал, не стесняясь присутствующих, что ему на них на…, если по деликатному – испражниться им на головы.
Ни в одном селе нашей области мне не доводилось видеть магазинов, возведённых самим хозяйством. В Б. Слободе такой магазин был построен во времена руководства Х. Камаева специально для пенсионеров и больных, так как он удалён от центра. Колхозников снабжали здесь продтоварами, произведёнными в хозяйстве. Теперь магазин закрыт и, видимо, в ближайшее время будет продан опять же за гроши.
Когда до окончания учебного года оставалось больше полутора месяцев, Маринов отобрал автобус у школьников и передал “Руси”. Дети из Полянок в Слободу были вынуждены добираться, кто как мог. Зато автобус аккуратно доставляет за оплату людей из Слободы в Сурское по средам … на рынок. Кстати, школа в Слободе стала 9-летней, поэтому с нового учебного года старшеклассники должны будут ездить в Сарскую СШ. На чём их будут возить, если будут, никто не знает. При разумной продаже названных объектов можно было бы давно погасить задолженность по зарплате. Вывод: либо средства от продажи ничтожны, либо они идут напрямую кому-то в карман.
За всё происходящее в районе отвечает его глава – Валерий Костоломов, поэтому можно смело сказать, что развал хозяйств исходит от него, имущество разбазаривается с его ведома. К бедам людей он глух. В ответ на их просьбы только смеётся: “Вы обращаетесь три года”. Это можно прокомментировать только так, что потому люди и обращаются три года, что никакой помощи не получают. Значит ни сам Костоломов, ни его подчинённые ничего полезного для населения не сделали. Жаль, что те люди, которые знают нужды жителей сёл района, остаются не у дел.
Теперь мой обещанный рассказ о главе сельской администрации г-не Шеянове. Его жена была когда-то врачом в местной больнице, а он в это время занимался приёмом цветмета, который машины увозили по ночам. Приторговывал “палёнкой”. Потом больницу закрыли, оставили амбулаторию, а Шеянов стал руководить сёлами. Посмотрим, к чему привело это руководство.
От жителей Б. Слободы я узнал, что, как только он пришёл к власти, в селе не стало воды. Есть два насоса, но их отключили, когда продали последний скот. Но ведь люди-то остались, среди них подавляющее большинство пожилых и стариков. Зимой приходится оттаивать снег, хотя бы для хозяйственных нужд, а летом возить воду издалека. Есть прямо в селе родники, но их необходимо регулярно чистить, а делать это некому. В ужасном состоянии сельские дороги, в посёлке огромные промоины, из-за чего опасно передвигаться не только на машине, но и пешком.
Рядом с селом протекают Сура и Барыш, поэтому мостовая переправа нужна как воздух. Во время нынешнего весеннего паводка погибшие деревья загородили проток под мостом через Барыш, который должен прочищаться ежегодно. Это прямая обязанность главы. Но ему явно не до этого, поэтому речная вода нашла сама себе проход у берега. Образовалась глубокая непреодолимая промоина. Сельчанам некогда было ждать вмешательства Шеянова, поэтому они своими силами, в том числе и женщины, вручную грузили песок и исправляли грехи власти. А экскаватор, предназначенный для этого, был продан недавно за так.
Когда к селу подвели природный газ, то было решено в первую очередь газифицировать объекты соцкультбыта – магазин, больницу, детсад, клуб, а для подведения голубого топлива к домам сельчан с населения собрали деньги. Но ни соцкультбыт, ни жители газа так и не получили, хотя часть затрат финансировалась федеральным бюджетом. По неофициальным данным, это примерно 300-400 тысяч рублей. Зато чудесным образом, без должной документации к газовой трубе подключились незабвенный Воронков и Шеянов. Получается, что благами цивилизации они начали пользоваться в обход правил. А это уже похоже на хищение. Люди же страдают без тепла. Живя в лесу, они не могут запастись дровами в достаточном количестве. На всякий случай глава запасся древесиной, которую припрятал за селом, подальше от людских глаз.
В детсаде детей нет по этой же причине: газового отопления там нет, дров не выделяют, а летом отключают электричество. Сейчас, когда садик перевели в школу, детей поделили на бюджетных и внебюджетных. Каким из них отдадут предпочтение, неизвестно. В здание колхозной конторы планировали перевести больницу, которая была бы кустовой, но, пока собирались, “глыба” купил её в ООО “Русь-2”.
Население Сурского района питает слабую надежду на помощь депутата ЗСО, баллотировавшемуся от трёх сельских районов. Слабую, потому что их обращений он пока не услышал.