Как Шаманов подставил Россию
Ульяновский предприниматель Исаак Гринберг отстоял в Европейском суде по правам человека в Страсбурге свое право на свободу слова, выиграв иск против Российской Федерации. Гринберг обратился в Страсбургский суд не как предприниматель, а, скорее, как журналист, но в любом случае * как российский гражданин, который вопреки всему верит в торжество правосудия.
В сентябре 2002 года Гринберг опубликовал в газете «Губерния. Ульяновск» полемическую заметку.
В ней он осудил бывшего губернатора области генерала Владимира Шаманова и двух его заместителей, которые инициировали уголовное дело против редактора газеты «Симбирские известия» Юлии Шеламыдовой. Хотя в сегодняшней России уголовное преследование журналистов со стороны властей становится все более популярным, но каждый такой случай все еще рассматривается как выходящий из ряда вон. Гринберг откомментировал его в довольно эмоциональном ключе: «Как могут три здоровых мужика, из которых – два генерала, в том числе один – даже Герой России, «воевать» с женщиной, тем более – с молоденькой девчонкой! Почему-то вспоминается поддержка Шамановым В.А. полковника Буданова, убившего 18-летнюю девушку. Ни стыда, ни совести!».
Шаманов подал иск о защите чести и достоинства. Ленинский районный суд 14 ноября 2002 года его удовлетворил, обязав Гринберга выплатить генералу 2,5 тысячи рублей и учредителя газеты («Горячевфонд») – 5 тысяч рублей.
– Я просил суд: направьте исковое заявление специалистам, которые определили бы, есть ли в выражении «ни стыда, ни совести» оскорбление достоинства, – рассказывает Гринберг. Ведь спор о чем был? Шаманов говорил – у него есть стыд и совесть, а вот в статье я употребил выражение «ни стыда, ни совести», то есть я искажаю информацию. Мои доводы, что это идиоматическое, или устойчивое, выражение, для моей – да, негативной! оценки его поступка, на которую я имею право по Конституции, не были приняты судом. Суд отказал мне в лингвистической экспертизе и вынес решение не в мою пользу. Шаманов требовал с меня взыскать 300 тысяч, суд взыскал 2,5 тысячи. Дело не в этой сумме, я, конечно, ее уплатил как законопослушный гражданин. Дело в том, что справедливость должна торжествовать. Начнем с мелочей!
Пройдя кассационную (областной суд) и надзорную (президиум областного суда) инстанцию, предприниматель-журналист направил заявление в Европейский суд. И хотя Шаманова к тому времени уже не было в области, но дело его жило – в Страсбурге. Вернее, оно уже стало делом всей Российской Федерации, которая проиграла своему гражданину Гринбергу. Вот так Шаманов подставил всю Россию.
По сообщению газеты «Время новостей», коллегия из семи судей Европейского суда, в том числе и российский судья Анатолий Ковлер, единогласно приняла решение о том, что в деле Гринберга было нарушено право заявителя свободно выражать свое мнение.
Суд в своем решении отметил, что российское гражданское законодательство в вопросе защиты чести и достоинства не делает различий между оценочными суждениями и определенными сведениями. Правдивость последних, по мнению суда, надлежит доказывать, тогда как оценочные суждения доказывать не надо. В противном случае это уже будет грубым вмешательством в право каждого свободно выражать свое мнение.
По решению Европейского суда по правам человека Россия должна выплатить Исааку Гринбергу 120 евро компенсации материального ущерба и 1000 евро за причиненный моральный ущерб (по другой информации, эта тысяча присуждена в возмещение судебных издержек).
Дело рассматривалось в Страсбурге около двух лет: предпринимателю пришлось «постоять в очереди», потому как Европейский суд завален заявлениями от российских граждан.
Сам Гринберг, по его признанию, больше огорчен, чем обрадован таким исходом событий. «Неужели, чтобы восстановить справедливость, надо обращаться в международный суд? – говорит он. – Ведь вопрос-то был простой и очевидный!»