Лес. Берег озера Селигер. Огромный палаточный город, костры, котелки. И тут же рядом футбольные поля, спортивные площадки, с ветвей свисает оборудование для горного туризма. На берегу байдарки, катамараны, катера. В импровизированных лекториях под тентами идут лекции. Университет в лесу почти для трех тысяч студентов. Это лагерь Молодежного демократического антифашистского движения «НАШИ».
«Нашисты», «спецназовцы Кремля» – так средства массовой информации окрестили странный проект, теряясь в догадках: кто они и для чего они созданы? Все ожидали застать на берегу озера чуть ли не лагерь по подготовке боевиков. Движение было классифицировано, обозвано и помещено в соответствующий ящик в политическом гербарии.
Теперь все смешалось. Проект шокирует размахом и восхищает. Подобного еще не было. Тысячи палаток, десятки биотуалетов, душевые кабины с горячей водой, в лесу интернет-палатка, урчат генераторы, выпускается цветная газета, в эфире своя радиостанция. День для всех жестко расписан: на сон шесть часов, утром пятикилометровая пробежка, затем занятия. Мастер-классы, лекции ведущих политологов, профессоров, встречи с высокопоставленными чиновниками, религиозными деятелями. Для расслабления спортивная программа от футбола до тренировок поисковиков-спасателей и байдарочных походов.
Понятно, что клеймо «пионэры» или «комсомол-2» мелковато для подобного проекта. А потом как-то неловко писать: «Диакон Андрей Кураев до ночи беседовал с «пионэрами». И что с ними же встречался отец Всеволод (Чаплин), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и шейх Мухаммад Карачай, первый заместитель руководителя духовного управления мусульман европейской части России. Или еще вариант: президент России встретился с «нашистами». И с ними же встретились губернаторы Тверской области и Краснодарского края. Лекции по экономике, геополитике, политологии, социологии, истории «нашистам» прочитали заместитель директора Института США и Канады Анатолий Уткин, эксперт Европейской Ассоциации развития гражданского общества Глеб Тюрин, глава Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. И еще около семидесяти ведущих специалистов России.
На подготовку «боевиков» все это не похоже.
Под готовую классификацию «НАШИ» уже не попадают. Те, кто полгода назад вешал ярлык, сегодня вынуждены писать более чем сдержанно. Подсчитывают, во сколько обошлось мероприятие, позволяют себе немного иронизировать. Кто-то еще слабо надеялся хоть на какой-то скандал. Так нет же. Самой большой проблемой лагеря стал переизбыток тушенки. «Пионэры» умудрились не оскандалиться на всю Россию.
Собственно, все постепенно с большой неохотой вынуждены признавать, что имеет место быть уникальный образовательный проект с элементами воспитания национального самосознания и патриотизма. И ни в какие заготовленные ящички он уже не втискивается. Феномен требует осмысления и оценки. Молодняк в лесу, может, и зомбируют, но как-то не по сценарию «ужастиков». Накачивают знаниями и убеждают любить родину, предлагают оплатить получение второго высшего образования и написать проект своей дальнейшей деятельности на пользу стране. А высокопоставленный кремлевский чиновник Владислав Сурков открыто предлагает быстрее расти: «Приходите, мы передадим вам страну».
Есть в этом и элементы ушедшего «совка», и что-то давно забытое, и много того, что никто никогда не делал. Конечно, случаются и казусы, и есть некоторая неуклюжесть, и над всем этим так легко иронизировать. Хотя пора, кажется, уже серьезно задуматься. Для молодых людей из глубинки участие в подобном проекте – единственная возможность получить образование и поддержку при устройстве на работу, вырваться из убогости и нищеты. А потому движение «НАШИ» будет только расти. И если уже сейчас попасть в него довольно трудно, то скоро просто начнут брать только по конкурсу. И шанс отсеять действительно элиту у них может появиться.
С другой стороны, понятно, что на российских просторах появляется рассеянная по городам огромная организация, состоящая из сильно заинтересованных в ней людей. И естественны опасения по поводу того, как может быть использован этот «интеллектуальный монстр». Пока ясно, что очень многое непонятно, но тем, кто за все это платит, пора начать всерьез озаботиться, чтобы ярлык «нашисты» был заменен на нечто более удобоваримое.