Станет ли Ульяновск лидером авиапрома России?

На прошлой неделе, 18 июля, состоялась встреча губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова с генеральным директором лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко» Александром Рубцовым и генеральным директором ЗАО «Авиастар-СП» Виктором Михайловым, на которой обсуждались перспективы развития «Авиастара» и проблемы увеличения загрузки ульяновского самолетостроительного завода новыми заказами. По этому поводу мы встретились с г-ном Михайловым, чтобы поговорить о прошлом, настоящем и будущем нашего самолетостроительного предприятия и одного из самых населенных «спальных» районов Ульяновска.

К СВЕДЕНИЮ

Общая сумма государственного финансирования авиализинга за 2002-2003 гг. составила 4,4 млрд руб., из которых «Ильюшин Финанс Ко» получила 2,52 млрд руб., «Финансовая Лизинговая Компания» – 1,9 млрд руб.

В 2005 году государством запланировано направить на увеличение уставного капитала авиализинговых компаний инвестиции в размере 6 млрд. руб. Предварительные данные о распределении средств: «Ильюшин Финанс Ко» – 2,755 млрд руб., «Финансовая Лизинговая Компания» – 3,245 млрд руб. Окончательное решение о распределении средств будет принято по результатам представления контрактов на поставку новых самолетов и информации об объемах привлекаемых частных инвестиций.

Объем привлеченных частных инвестиций, без учета заемных средств и авансовых платежей лизингоприобретателей, на сегодняшний день у «Ильюшин Финанс Ко» составляет 3,7 млрд руб., у «Финансовой Лизинговой Компании» – 1,5 млрд руб., из которых 749 млн руб. были возвращены акционерам компании в виде беспроцентных кредитов и займов.

С момента вхождения государства в акционерный капитал лизинговых компаний (2001 год) «Финансовая Лизинговая Компания» сдала 3 и до конца 2005 года планирует сдать еще 1 самолет, «Ильюшин Финанс Ко» сдала 6 и до конца 2005 го¬да планирует сдать еще 3 авиалайнера.

– Виктор Васильевич, скажите, пожалуйста, чем был «Авиастар» в прошлом УАПК (Ульяновский авиакомплекс), для нового города и Ульяновска в целом, когда вы пришли на предприятие?

– Я пришел сюда с огромнейшими планами и амбициями. Весь новый город был на содержании предприятия. Заказов становилось все меньше. Завод приватизировали, отделились многие сопутствующие предприятия, социалка, зоны отдыха, пионерские лагеря все пришло в упадок. Рабочих осталось не более 7 000 человек. Потом появилась надежда на контракты, проекты, лизинг.

– Какой выход из сложившейся ситуации Вы нашли?

В 2000 году появились «Ильюшин Финанс Ко» и «Финансовая Лизинговая Компания» (ФЛК). Они выиграли конкурс среди более десятка подобных, которые заявили о желании получить статус государственных. Компании с государственным участием – ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и ФЛК – были специально созданы для поддержки российского авианрома.

– Принесло ли это сотрудни¬чество ожидаемые результаты?

– Начиная с 2002 года мы активно работаем но этим лизинговым проектам. К сожалению, в отношении ФЛК можно сказать, что идет одна болтовня. Хотя указаний правительства на эту тему было много, в том числе и о том, что в 2003 году эта компания должна была принять участие в финансировании российской части «больного» египетского контракта по поставке наших самолетов, с которым мы мучаемся но сей день. В то же время в конце 2003 года удалось договориться о финансировании из бюджета в размере порядка 10 миллионов долларов. Их должны были направить через ФЛК на «Авиастар» для начала продвижения китайского контракта, который имел не только экономическое, но и политическое значение. Но ничего сделано не было. Средства на завод не пришли.

– Получается, что лизинговая компания, созданная с государственным участием как раз для поддержки отечественного авиапрома, свои задачи не выполняет?

– Ничего, кроме заверений и слов, от ФЛК мы не имеем, хотя ее руководство в правительстве и Думе показывает наши соглашения, преподносит их как твердые заказы, получает под них средства.

В 2003 году на МАКСе мы показали наш самолет Ту-204-300 и подписали соглашение с «Трансаэро» на десять машин. Сделка была развалена компанией ФЛК. Они добились, чтобы «Трансаэро» отказалось от наших самолетов, и пообещали, что компании будет поставлено десять машин Ту-214 из Татарстана. Идет борьба, чтобы похоронить ульяновское предприятие, оставив казанское.

Мы и сегодня продолжаем вести переговоры с ФЛК. В марте подписали один из контрактов, деньги должны были поступить в апреле, их нет до сих пор. Мы – бельмо в глазу у этой компании потому, что являемся конкурентом казанскому самолетостроительному предприятию из-за выпуска нового дальнемагистрального самолета Ту-204-300, который имеет преимущество перед Ту-214. Приведу такой пример, об этом некоторое время назад писали центральные газеты. В результате проверки деятельности лизинговых компаний Счетной палатой РФ выяснилось, что в 2002 году после получения ФЛК бюджетных средств частные активы в размере 749 млн руб. были выведены из компании путем использования различных схем: предоставления беспроцентного кредита и передачи средств в доверительное управление частным инвесторам, которые являлись на тот момент акционерами ФЛК. Финансирование же проектов исключительно за счет бюджетных средств не только наносит значительный ущерб нашему заводу, но и серьезно ущемляет интересы государства как акционера компании, активы которой используются неэффективно.

– А как сложились отношения «Авнастара» со второй лизинговой компанией?

– «Ильюшин Финанс Ко», получая под наши соглашения «Авиастар» – крупнейшее в Европе предприятие по проектной мощности, специализирующееся на строительстве среднемагистральных грузо-пассажирских самолетов Ту-204 и грузовых ан-124 «Руслан».

Численность сотрудников на сегодняшний день – 9 000 человек.

Ключевой стратегический партнер на сегодня – «Ильюшин Финанс Ко». государственные средства, привлекает к проектам и частный капитал. Мы с этой компанией работаем с 2002 года. До этого подписали на МАКСе соглашение с ФЛК о производстве трех самолетов .для Дальнего Востока. Потратили полтора года на переговоры, ничего не решили. В результате переподписали этот контракт через «Ильюшин Финанс Ко». За полтора года было профинансировано строительство трех лайнеров. Два из них уже отдали во Владивосток, третий, надеемся, будет завершен в августе. Помимо этого, через «Ильюшин Финанс Ко» сдали самолет Красноярску. Общая сумма контрактов за двухлетнюю работу с лизинговой компанией – порядка 80 миллионов долларов. Это самолеты, которые летают в Египет, Европу, Корею, Японию, Малайзию.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о тех проектах, которые реализуются в настоящий момент на «Авиастаре».

– На встрече с руководством «Ильюшин Финанс Ко» и губернатором Сергеем Морозовым, которая прошла на прошлой неделе в Москве, речь шла о перспективах сотрудничества. Созрел и будет подписан контракт на три самолета для авиакомпании «КавМинводы». Мы надеемся, что два самолета будут проданы «Башкирским авиалиниям». Есть планы поставить четыре самолета на Кубу. Работаем по большому контракту с Сирией на поставку десяти самолетов, также есть планы но поставке нашей техники в Иран. И это тот потенциальный портфель, который продвигается через «Ильюшин Финанс Ко». Ведется работа но привлечению финансирования через российские и зарубежные банки под гарантии правительства.

– В ходе встречи генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов заявил, что на ульяновском заводе будет возобновлено строительство военно-транспортных самолетов АН-124 «Руслан» по заказу авиакомпаний «Волга-Днепр», «Полет» и «Атлант-Союз», подписание соглашения с которыми планируется на авиасалоне «МАКС-2005». Расскажите немного об этом.

– Завод не может жить только на производстве Ту-204 из-за ограниченного спроса, поэтому мы надеемся восстановить ан-124 «Руслан». Разработана соответствующая стратегия с участием компании «Волга Днепр», она поддержана правительством, президентом, губернатор Сергеи Морозов но этому вопросу был с докладом у Михаила Фрадкова. Мэр Москвы Лужков заинтересовался. Арабские Эмираты заявили о желании купить десять машин. К сожалению, госзаказа на создание военно-транспортных самолетов у нас нет. Но есть надежда, что при участии «Ильюшин Финанс Ко» контракты могут быть не только подписаны, но и доведены до реализации.