История с шестиметровым монументом Петра Первого работы Зураба Церетели получила неожиданное продолжение. Пока Санкт-Петербург определялся с местом установки подаренного городу монумента, появились новые претенденты на бронзового Петра. Ульяновские краеведы обратились к Церетели с просьбой передарить памятник родине Ленина. Аналогичную просьбу к скульптору направили и представители Калининграда. Такая борьба за памятники любимца московского мэра – дело редкое. Обычно региональные власти не знают, куда деваться от щедрых подарков скульптора.
Церетели надеялся, что памятник Петру установят в историческом центре Петербурга. Но Общественный совет города не смог принять такого решения. “Его установка в старом районе Питера невозможна, а в новом – нелепа”, – говорят жители города. Предложение питерских чиновников – разместить памятник в крепости Орешек или аэропорту “Пулково” – скульптору не понравилось. И Петра временно отправили на склад. Спор вокруг его судьбы еще не завершился, как вдруг в дело вмешались представители других регионов.
– Мы решили воспользоваться ситуацией и обратиться к Зурабу Константиновичу с просьбой передарить этот памятник Ульяновску, – заявил “Известиям” ульяновский краевед Сергей Петров. – Уж мы-то ему применение найдем!
“Неплохая идея, – согласился губернатор Сергей Морозов. – Если Зураб Константинович согласится, мы приютим его бронзового “скитальца”. Ульяновцы уже обсуждают будущее место для размещения памятника. По мнению большинства, его следует разместить на одном из горных берегов Волги.
Однако осуществлению этих планов может помешать общественность Калининграда. Ее представители хотят установить памятник императору в Калининграде.
– Надо установить памятник Петру Первому в районе Фридрихсбургских ворот, построенных на месте Фридрихсбургской цитадели, – пояснила “Известиям” инициатор письма творческий директор местной телекомпании “Каскад” Ольга Котовская. – В ней Петр под именем урядника Михайлова осваивал артиллерию и фортификационное дело. Это место уже согласовано с городским отделом архитектуры.
О таком накале борьбы за памятник сам скульптор пока не знает. “Петербург официально не отказывался от памятника, – говорит пресс-секретарь Зураба Церетели Ирина Тураева. – Я не видела и писем с просьбой передать монумент Ульяновску или Калининграду. Но если такие обращения поступят, Зураб Константинович обязательно на них ответит”.