В начале девяностых годов в присутственных мес¬тах Ульяновска, там где регистрировались кооперати¬вы и небольшие частные предприятия, можно было встретить, господина прият¬ной наружности, лет пятидесяти, который, оформив нужные бумаги и поблагодарив начальника, на минутку-другую задерживался у секретарш, чтобы высказать им комплимент. Затем посетитель вручал свою визитную карточку — «На всякий, знаете ли, случай!» — и деликатно прикрывал за собой дверь. Секретарши, растроганные таким вниманием, переводили взгляд на карточку и начинали медленно бледнеть – и было отчего: там перечислялись многочисленные титулы посетителя — академик, доктор наук, профессор, лауреат и т.д. и т.п.
-Вот дожили! — в сердцах восклицали барышни. — Такой чело¬век – и вынужден идти в кооператоры! Чтобы в ларьке бананы продавать…
А еще умиляла секретарш необычная приписка на визитной карточке: «Зовите меня просто Исаак и звоните мне чаще!»
— Боже мой, какой человек!
В следующий раз в нужный ка¬бинет он уже входил без каких-либо проблем.
Этим человеком был Исаак Гринберг, один из нынешних со¬владельцев ЗАО «Ивла-холдинг», в составе которого более 40 самого разного пошиба предприятий, начиная с забегаловки на Центральном рынке и кончая неким заводом в американском штате Флорида.
Гнев губернатора.
Летом этого года губернатор Владимир Шаманов в одной из рабочих поездок по районам об¬ласти остановил свой взор на Инзенской фабрике первичной об¬работки шерсти. Его встретили мертвая тишина, зияющие про¬емы дверей и окон, отсутствие какого-либо мало-мальски при¬годного оборудования и — как того требует этикет — несколько главных чиновников органов местно¬го самоуправления, которые в ответ на возмущение генерала: «Да у вас тут разруха, как в Чечне!» — растерянно развели руками:
— Мы тут ни при чем! Это все холдинг «Ивла». При прежнем губернаторе этот монстр купил фабрику всего за миллион рублей вместо двенадцати по оценочной стоимости, а затем его владельцы — слухами земля полнится! -тихой сапой перепродали оборудование неизвестно кому, а сами вроде бы сбежали — то ли в Израиль, то ли в Канаду!
— От суда не уйдут! Из-под земли достанем…
За стенографическую точность вышеописанного диалога мы не ручаемся, тем не менее, буквально на следующий день, весть о гневе губернатора разнесли все местные газеты. Кто-то пустил слух, что в прокуратуре запасаются бумагой для будущего многотомного дела, в известном здании по ул.12 Сентября подбирают камеру поприличнее, а ульяновский Союз Правых Сил, к коему хозяева «Ивлы» принадлежали, в знак протеста собирается пикетировать почему-то здание мэрии, — у нас всегда так: где чего случись — мэр виноват!
И вдруг все стихло, словно в лягушатник заполз удав. Две недели — ни слуху ни духу! Наконец, в официальной газете «проквакало»: оказывается, разъясняла газета устами одного из совладельцев «Ивлы» — А. Рыжевского, Инзенская фабрика — это не та фабрика, о которой говорилось давеча, — это совсем другая фабрика, и с нее, действительно, сбежал управляющий, а он, Рыжевский, как и Гринберг тоже, ни в какие Канады не убегали, а, наоборот, рука об руку с областной администрацией в настоящий момент целеустремленно «занимаются перспективами первичной обработки шерсти», и вот-вот «наступит великий перелом в возвращении золотого руна на симбирскую землю». Обыватель так ничего и не понял из этих «разъяснений», а несколько дней спустя уже в центральной прессе еще большего тумана напустил сам И.Гринберг: — Злопыхатели утверждают, что фабрику эту чуть ли не даром отдал нам Горячев за какие-то заслуги, которые «Ивла» оказала ему, — сказал он. — Чушь! Бывший губернатор терпеть меня не мог за то, что я в свое время был у Ельцина и требовал отставки Горячева. Что же касается того, почему фабрика не работает, — а кто сегодня работает? Кризис! И потом не надо забывать, что дефолт был. И нам, как и всем, пришлось понести большие потери. Конечно, в этой ситуации мы тоже кое-чего не доглядели, — покаялся он, — не обеспечили, например, фабрике должную охрану, но и с несознательных местных инзенских аборигенов, разворовавших оконные рамы, дверные коробки и все такое прочее, тоже нельзя снимать вины. И вообще, если на то пошло, виновата наша распроклятая жизнь, которую уготовили нам предыдущие авторитарные правители, и с которыми мы, демократы, продолжаем биться не на жизнь, а на смерть!
И вот здесь кое-что стало проясняться — например, эта знакомая песня! Когда-то мы ее уже слышали…
Знакомые все лица.
А слышали мы ее в те приснопамятные времена, когда развалился Советский Союз, и бывшие стройки века стало некому завершать. В Ульяновске такой стройкой был Центр микроэлектроники куда правительство вложило немалые миллиарды, в том числе и в благоустройство северной части го¬рода, где этот концерн предполагалось разместить. Старожилы помнят, наверное, как директор Центра профессор А.Рыжевский и его помощник по социальным вопросам В. Рыжих то и дело демонстрировали общественности проекты переустройства улиц Красноармейской, Буинской, Островского и других, на которых вместо стареньких, покосившихся избушек планировалось возвести добротные кирпичные особняки. Хозяева этих избушек обещанные особняки уже не просто во сне видели, а ощущали вполне реально, ибо, мы повторяем, средства были.
И вдруг все изменилось: УЦМ был расформирован, его материальная база, здания, средства и люди превратились в 20 с лишним кооперативов и товариществ, — это именно их тогда регистрировал в присутственных местах любимец секретарш — «просто Исаак» Гринберг, и обывателю ничего не оставалось делать, как тешить себя мыслью о том, что живет он на улице, которая помнит маленького Володю Ульянова.
А особняки все-таки были построены, правда, чуть дальше — на улице С.Венец и других, ближе к Волге, где воздух чище и простора побольше. И поселились в этих особняках почти все шефы новых товариществ и кооперативов, быв¬шие руководители УЦМ. Пропагандисты американского образа жизни в индивидуальных домах А.Рыжевский и В.Рыжих (так схожие фамилиями) к тому же оказались и соседями.
Впрочем, средства на благоустройство города, так и не дошедшие по назначению, — малая толика, по сравнению с тем, что имел УЦМ. И не случайно в начале 90-х годов между учеными мужами и тогдашним председателем облисполкома О.Казаровым разгорелась целая война: создававший свою кооперативную и финансовую «империю» О.Казаров не мог допустить того, чтобы на его территории хозяйничали конкуренты и что-то там имели, не поделившись. Именно он инициировал проверку деятельности бывшего УЦМ Контрольно-ревизионным управлением, которое много чего «накопало», но достоянием гласности (в газете «Социалистическая индустрия») стал только один факт, что якобы через ульяновский филиал российско-американского СП «Диалог», которым возглавляла жена Рыжевского, за границу, а конкретно -в г. Чикаго, уходили значительные средства, принадлежавшие микроэлектронщикам.
Правда, после этого скандала, прогремевшего на всю страну, никого к ответственности не привлекли: то ли это стало привычным явлением, то ли прокурорам было недосуг, а возможно, что факт этот не подтвердился, — так или иначе, но «Диалог» вскоре оказался, как говорили, в руках людей, близких к О.Казарову. По-видимому, здесь имела место сделка между властью и бизнесменами: вы, ребята, отдаете доходное предприятие, а мы закрываем глаза на ваши расторопные действия!
Почему мы вспомнили эти события десятилетней давности? А потому, что именно в тот период и состоялась премьера патетической оратории Исаака Гринберга об авторитарных правителях, тяжелом наследии прошлого и борьбе демократов с ними. И длится она вот уже без малого десять лет!
«Правильный» выбор.
Вообще, когда кто-то имеет привычку даже в обыденной беседе употреблять высокие, патетические слова, — а за последние годы мы в этом убедились! — он или, во-первых, прожженный, изворотливый делец, который, как правило, не в ладах со своей совестью, или, во-вторых, просто психически больной человек. Эмигрировавшего на днях в Америку бывшего главврача психбольницы им. Карамзина В.Шифрина в свое время частенько можно было встретить на местных политических тусовках.
-А вы как здесь оказались? спрашивали его знакомые журналисты. — Вы же к политике равнодушны!
Тот отвечап:
-А мне здесь, как профессионалу, интересно: половина из этой публики — потенциальные мои клиенты!
Исаака Гринберга, крупного бизнесмена, одного из лидеров наших правых, к психически больным не причислишь: он вполне здоровый человек — в шестьдесят лет, кстати, у него родилась дочка от молодой жены, — значит, остается — «во-первых».
Пожалуй, именно этим объясняется политический «финт» нашего яростного демократа, когда в период предвыборной кампании 1996 года он неожиданно для своих сторонников оказался в рядах команды Ю.Горячева, хотя среди кандидатов на пост губернатора были и представители правых -Ю.Чебуров, В.Семашин и другие. И даже по телевидению выступал в пользу бывшего секретаря обкома КПСС, заплатив за выделенные ему двадцать минут эфирного времени 10 миллионов неденоминированных рублей. Правда, не из своего кармана, а из фонда Движения демократических реформ.
Когда его упрекнули в предательстве, И.Гринберг так объяснил: свой поступок: Лучше предсказуемый конформист Горячев, чем оголтелый коммунист Кругликов! У других же кандидатов шансов не было…
«Правильный» выбор сделал совладелец «Ивлы» и тогда, когда поддержал В.Марусина в его борьбе за должность мэра Ульяновска. И как результат — на ближайшие четыре года у И.Гринберга, А.Рыжевского и у их постоянно расширяющего холдинга ни в городе, ни в области особых проблем не предвиделось!
Так оно и случилось. Учитывая пример СП «Диалог», от которого хозяевам будущей «Ивлы» когда-то пришлось отказаться, чтобы не ссориться с властями, сегодня есть основания предполагать, что и продажа Инзенской фабрики первичной обработки шерсти — (по явно заниженной цене) есть не что иное, как плата за поддержку на выборах. Подобным же образом «расплатился» с «Ивлой» и В.Марусин, передав ей в долгосрочную аренду престижнейшие здания в центре города.
Сладкая парочка.
Удивляет четкая слаженность в работе и строгое распределение ролей этой «сладкой парочки» — А.Рыжевского и И.Гринберга: первый — мозг предприятия (по отъему добра у общества и денег у населения?!), он всегда в тени: второй — мотор, представительствующий в этом самом населении всюду, где только можно представительствовать. И реакция, кстати, мгновенная. Стоило, например, на одном из селекторных совещаний бывшему губернатору бросить фразу о том что наши богачи покупают особняки своим сыновьям в штате Флорида, а налоги в родную казну не платят (имелись в виду руководители «Ивлы»), как буквально на] следующий день в здании администрации объявился И.Гринберг и, как рентген, пронизав сведущих чиновников, а также оставив по пути карточки «Зовите меня просто Исаак…», неспешно удалился, убедившись, что ничем серьезным это не грозит; что играл губернатор на публику — ради красного словца.
А скандальная история, связанная со зданием по ул.Гончарова (кафе-мороженое «Баскин Робинс»), которое решением Ульяновского горсовета когда-то вошло в реестр объектов, возвращаемых в собственность Епархиального управления Русской православной церкви? Пять или шесть тяжб в областном арбитражном суде выиграли представители архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Мало того, на основании многочисленных жалоб со стороны «Ивпы» председатель областного арбитражного суда Л.Трошина была освобождена от должности — якобы за религиозную фанатичность и предвзятость. Вот как надо работать!
Или взять историю с партией азербайджанского коньяка завезенного ЗАО «Ивла-опт» на территорию области для продажи населению. Центр стандартизации, метрологии и сертификации во главе с Н. Ковалем арестовал весь коньяк на том основании, что он не соответствует ГОСТу и вреден для здоровья, а посему подлежит утилизации. Не тут-то было! Как ни упорствовали и не сопротивлялись федеральной контролирующей службы, отстоять свои позиции им не удалось. Коньяк пришлось вернуть, и поговаривали, что И.Гринберг сбыл его куда-то в соседнюю Мордовию. Так что круто действуют наши ученые мужи, умело используя все то негативное, что как нарыв, образовалось у нас за последние годы — и коррумпированность властей, и многочисленные лазейки в законодательстве, и удручающую пассивность общества.
Недавно руководитель департамента по управлению государственным имуществом А.Хвастунов, обнародуя результаты ревизии в своем ведомстве, а точнее того наследства, которое досталось ему от предыдущей администрации, вновь упомянул о каких то серьезных несоответствиях в деле приватизации УЦМ, пообещав устранить их в самое ближайшее время.
Дай-то Бог! Но только что-то не верится: поезд давно ушел. И потом. «Ивла-холдинг», словно гигантский паук обмотала своей сетью большую часть области. Есть поддержка в Москве, тесные связи в столице федерального округа, об американцах уже; упоминали. И если кто-то и будет делать ноги из наших палестин в Канаду или куда подальше, то им окажется не И.Гринберг и не Рыжевский, а, скорее всего те, у кого сегодня изъяли добро и кого завтра, пустят по миру. То есть нас с вами.