Навеки стальная дорога судьбой пролегла через жизнь

Любите ли вы поезда так, как люблю их я? Всю жизнь от рождения и по сегодняшний день дорога – неотъемлемая часть судьбы и кочевой нашей репортерской профессии. Кроме оленей и верблюдов, испробованы практически все виды транспорта, но лучший из всех – все-таки железнодорожный. И родными просторами налюбуешься, и с интересными попутчиками познакомишься, и времени подумать о жизни достаточно. Поезд убаюкивает и склоняет к философским размышлениям. А главная мысль – о том, сколько жизней хранят в пути машинист, его помощник, сколько силы и терпения нужно всей поездной бригаде, чтобы на сутки или несколько дней превратить состав в уютный и спокойный дом на колесах для каждого пассажира.

– Наше Ульяновское отделение железной дороги по праву считается одним из лучших и по безаварийной езде, и по культуре обслуживания. Наш “фирменный” оставляет далеко позади многие составы более мощных и крупных регионов. И этим можно гордиться. Но состав у платформы – это конечный результат напряженной и очень нелегкой работы большого коллектива с крепкими и давними традициями. Сто шесть лет – таков возраст локомотивного депо Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги. В музее, который по оформлению и содержанию признан лучшим, любовно и тщательно собраны экспонаты, документальные и фотоматериалы из истории депо. Здесь бережно хранят отданное на вечное хранение переходящее Красное знамя за стопроцентную выдачу паровозов для фронтов Великой Отечественно войны. Здесь стоит точная копия паровоза братьев Черепановых и других уже ставших историей машин, а главное -имена, фото, награды, документы тех, кто создавал доброе и славное имя Ульяновского локомотивного депо от конца позапрошлого века до дней сегодняшних.

Александр Афанасьевич Сергеев, заместитель начальника депо, с которым мы обошли практически все огромное ремонтное хозяйство, работу свою и коллектива охарактеризовал коротко: “Наша задача – отдать тепловоз таким, чтоб он работал четко и по расписанию”. И рассказал, и показал, что для этого в депо есть все необходимое. А главное, не клюнул на слезливую тему про “наше тяжелое время. Предприятие закупило систему новых домкратов, которые позволяют поднять локомотив и с помощью современнейших приборов прослушать колеса на предмет выявления скрытых дефектов. С этой задачей лучше всех справляется Иршат Назыров, мастер участка. Идет наладка новой наплавочной установки, которая позволит производить ремонт сложных и тяжелых узлов тепловоза.

– Вообще, – сказал Александр Афанасьевич, – наши агрегаты – механизмы, не подлежащие ремонту по системе “один из трех”. Это техника мало того что сложная, она жизни хранит человеческие. Поэтому на капитальный ремонт мы отправляем тепловозы на большие ремонтные заводы в Уфу, Омск. В этом году семь единиц взято в работу. Это хорошая цифра. Установили агрегат для капронового литья, сами делаем формы, сами льем и резину, и капрон.

А еще они сами совершенствуют свое производство. В цеху – стенд рационализатора, а на нем – цифры: “В 2004 подано 53 рацпредложения, экономический эффект составил 245158 рублей”. Я спросила о текучести кадров. “Это не про нас, – ответил Александр Афанасьевич, – сокращение, конечно, заставило проститься с частью коллектива, но это мера вынужденная. Атак – приходит человек, к нам присматривается, мы – к нему. За многие годы выработалась система: не ушел через три года – наш человек, надежный”.

И таких здесь много. Тридцать два года проработал машинистом Анатолии Нагаткин, опытнейший специалист, хороший человек. Его портрет – на Доске почета постоянно. К правительственной награде “За заслуги перед Отечеством” представлен машинист Виктор Корсаков. В день профессионального праздника ему будет вручена эта награда. Многих других наградят за добросовестный труд, за высокий профессионализм, за любовь к делу, которому посвящена жизнь.

В канун праздника примите, уважаемые труженики стальных магистралей, самые искренние пожелания, успехов, легких дорог и благодарность от тех, кто доверяет вам свои судьбы на время пути, от тех, кому вы дарите радость встреч.