Санжапов вышел не весь

Разграбив и доведя за девять лет свой родной Старокулаткинский район “до ручки”, Фарит Абдряшитович не сдавался до последнего, пока не понял, что авторитет он потерял здесь окончательно.

Не дожидаясь 3 июля – дня муниципальных выборов, Cанжапов, не сдав дела, сбежал в Казань, надеясь найти там покровительство Президента. Но Шаймиеву бывший судимый за мошенничество вряд ли нужен. Бывшее окружение ФАСа, и сейчас занимающее ключевые посты в районе, мечтает реставрировать санжаповщину и вернуть всё на свои места. Поэтому, как говорят сельчане, Санжапов инкогнито посещает как Старую Кулатку, так и кабинеты обладминистрации…

Обстоятельства сложились так, что в декабре 1996 года к власти пришёл, в основном за счёт авторитета отца, в советские времена около 20 лет занимавшего пост первого секретаря райкома КПСС, начальник РайПо Фарит Санжапов. Тогда Фас сумел набрать на 300 голосов больше, чем его предшественник Ряхимжан Бекеров – первый Глава Старокулаткинского района. С какими намерениями он вступил в новую для него должность и что натворил за неполных девять лет, я подробно писал в своей рубрике, за что в течение четырёх месяцев, вплоть до бегства ФАСа из района и Ульяновской области, подвергался преследованию, в том числе и уголовному, со стороны него самого и его карманных правоохранительных органов.

Милиция и суд оказались в полном подчинении Санжапову: только после вмешательства прокурора района было возбуждено уголовное дело по хищению батарей в Среднетерешанском СДК на 30 тысяч рублей. Чтобы отказать в возбуждении дела, сотрудники РОВД занизили стоимость и вес радиаторов. А когда в Бахтеевке была разукомплектована квартальная котельная, это преступление намеренно укрывалось, и жители были вынуждены обращаться в облпрокуратуру.

В хозяйствах руководимого ранее судимым главой района численность КРС сократилась более чем в три раза, а производство мяса и молока уменьшилось в четыре раза. Несколько тысяч гектаров пашни были выведены из севооборота и перестали обрабатываться, поэтому полностью заросли бурьяном. По сравнению с 1996 годом посевные площади уменьшились в три с половиной раза. Из 16 крепких СПК в “живых” остались только два хозяйства – кооперативы “Бахтеевский” и “Вязовогайский”, руководители которых до сих пор не могут прийти в себя от многолетнего преследования со стороны ФАСа:как говорят сельчане, по ночам он звонил им и требовал убираться. На девять долгих лет жители района давно бы вернулись в феодальный Восток под иго Чингисхана или Батыя, коим уподобился ФАС. Люди боялись открыто выразить протест или даже возмущение и потому терпеливо сносили издевательства новоявленного Тимура.

Итак, 14 СПК приказали долго жить, и лишь двум хозяйствам удалось выстоять против натиска главы района, под руководством которого колхозы подводились под банкротство, их переименовывали, часто меняли не угодивших Санжапову руководителей.

До сих пор в СПК “Колос”, что в Новых Зимницах, председательствует назначенный ФАСом Иршат Бакиев – его доверенное лицо и близкий друг. Сейчас в хозяйстве нет ни овец, ни песцов, ни даже пчёл. Чудом сохранилось 70 голов КРС, да и те доходяги. Проданы АВМ, вся сельхозтехника, кирпичный завод вместе с потрохами. Из 4800 гектар пашни засевается от силы 400, но на время уборочной здесь привлекают людей и технику из других хозяйств. Своих рабочих к урожаю не подпускают. А приглашённые механизаторы приезжают на своих комбайнах и забирают 15% намолоченного зерна. Урожай учитывается в тайне от пайщиков, поэтому никто не знает, сколько намолочено, сколько и в какую цену продано зерна, и какое количество осталось на складе. Рабочим выделяется всего по два центнера (!) в год. Шурин Бакиева Фарит Талипов, еженедельно увозит на своей машине ГАЗ-52 в Кулатку какое-то зерно, а тёща выращивает бычков на продажу, скармливая им якобы колхозное зерно. Рабочим же Бакиев платит зарплату два раза в год по 100 рублей (!) и то лишь по мусульманским праздникам. Тем, кто увольняется, зарплату не даёт вовсе, ссылаясь на то, что нет денег, хотя в селе работают нефтяные скважины, а деньги, и немалые, от их аренды куда-то уходят. Из 320 рабочих в селе осталось не более 60, и то потому, что деться им некуда. Те, кто помоложе, уезжают. Пенсионеры вынуждены покупать зерно на стороне, потому что в Зимницах всё очень дорого. Вот такие сподвижники ФАСа остались ещё в районе.

За годы ханства Санжапова перестали работать или вовсе исчезли “Агротехснаб”, маслозавод, Староатлашский промкомбинат, пищекомбинат в Средней Терешке. Были ликвидированы тысячи рабочих мест. Существенно сократились отчисления этих и других предприятий в районный бюджет. Все “новшества” в экономике проводились не во благо населения, а на пользу лично ФАСу . К примеру, РайПо под руководством Рината Халимовича (по прозвищу “подхалимович”) Салихова было до основания развалено, зато через фирму жены ФАСа “Радуга” продукты питания и овощи продавались школам и детсадам по завышенным ценам, значительно превосходящим рыночные.

Неведомые силы извне повлияли на то, что первым замом вновь избранного Главы района стал его тёзка – незабвенный Ринат Салихов, сподвижник Санжапова, распродавший и раздавший в неоформленную аренду все государственные магазины, за которые никто не платит, до настоящего времени являющийся учредителем ООО “Общепит”, что противоречит закону, так как муниципальные служащие не имеют права совмещать свою должность с предпринимательской деятельностью. Но это его покровителей не беспокоит, как не волнует их и то, что двухэтажный универмаг в райцентре – здание, в котором можно сделать рентабельный рынок со всеми современными удобствами, “заморожен”. Сейчас там торгуют только мясом и ширпотребом, а за место платят гроши, которые уходят неизвестно куда. Да и сам общепит развален: нет ни одной столовой, кафе, чайной. Нет даже ресторана. Слава Богу, выручают частники.

Когда был объявлен конкурс на главу администрации района, заявление подал и Бекеров, но его кандидатуру почему-то не поддержали члены конкурсной комиссии от обладминистрации. Был избран молодой и неопытный Кушаев Н.З. По Закону и Уставу вновь избранный Глава района имеет право набирать свою команду самостоятельно, но в этом ему кто-то незримый чинит препятствия. Кому-то выгодно показать работу новой власти в негативе, чтобы было видно всем, что дела идут хуже, чем при Санжапове. Не сдают своих позиций его сторонники, видимо, готовя почву для возврата прежней власти. Ещё при нём улице Кирова присвоили имя Санжапова. Возможно, потому ФАС и не сдал свои дела, что надеется с помощью приспешников и неведомых покровителей вернуться к роли хана всея Кулатки.