Экскурсия на полигон

Желание журналистов присоединиться к участникам семинара при посещении опытно-промышленного полигона НИИАРа (далее – ОПП) было удовлетворено. И представители СМИ, заняв места в экскурсионном автобусе, отправились в познавательную поездку.

Почти каждому димитровградцу известно, что попасть на территорию НИИАРа посторонний не может. Экскурсантам тоже пришлось пройти тщательный досмотр, прежде чем им позволили пересечь охраняемую черту. Промзона, по которой проехал “Икарус”, направляющийся к ОПП, впечатлила своими размерами – небольшой городок, в котором расположены внушительных размеров КИП, материаловедческий комплекс, административное здание, вычислительный центр, реакторная установка СМ-2, исследовательский реактор МИР, знаменитый БОР-60, вентиляционный центр, химико-технологичный комплекс…

На задворках этого городка и находится полигон, который представлял наибольший интерес для участников семинара. У ворот огороженной колючей проволокой территории экскурсантов встречали начальник технологической службы Геннадий Герасимович Романов и начальник комплекса по обработке радиоактивных отходов Евгений Владимирович Крайнов. Вокруг вились обычные, а не каких-то гигантских размеров, насекомые, пели птицы, зеленели деревья и кустарник…

Гостям показали одну из четырех однотипных нагнетательных скважин и небольшой узел управления ее электронными задвижками. Это на первый взгляд нехитрое устройство обеспечивает функционирование скважины в режиме приема ЖРО, которые подаются в глубину под давлением 12 атмосфер.

Сам процесс, правда, демонстрировать не стали. Во-первых, закачка жидкости завершилась за два дня до приезда гостей. А во-вторых, они все равно ничего не увидели бы в подземных коллекторах, в которые скрываются сверхпрочные трубы спецканализации. Как правило, ЖРО накапливаются до нужного объема в комплексе, предназначенном для их переработки, и только потом отправляются на дно глубинных скважин. Транспортировка обычно длится дней десять, проводится она ежемесячно.

Передвижная лаборатория, которую также показали гостям, напротив, работает ежедневно. Участники семинара ее изучали внимательней, чем все остальное. Кто-то говорил: у нас техника лучше, современней. А нииаровцы вздыхали: мол, а эта уже видала виды. Хотя текущий ремонт лаборатории и всей ее электронной начинки проводится регулярно, износ техники дает о себе знать – местами прохудился кузов, облезла краска. Но это, конечно, не главное. В первую очередь важно, что цифровая техника – микропроцессор бортового компьютера, измерители глубин и температур – работает нормально. Она и позволяет специалистам увидеть то, что происходит на глубине до полутора километров в трех с лишним десятках скважин. В первом контуре наблюдательные скважины исследуются ежедневно. Раз в квартал проверяется глубинное содержимое во втором круге. А в третьем, контур которого находится на расстоянии 12 километров от НИИАРа, исследования проводят раз-два в год. К счастью, отмечают специалисты, ни в одной из них отклонений от нормы не выявлено – пористый гранит, как губка, впитывает в себя отходы.

Покидая объект, журналисты отмечали необычайную чистоту и красоту природы, которая в этом запретном уголке недоступна обывателю. Неужели для того, чтобы и в остальных местах сохранить первозданность, их нужно оградить колючей проволокой и поставить там часовых?..