Соблюдая интересы государства

О налоговых проверках и формах их проведения корреспондент “ДП” беседует с заместителем начальника городской инспекции Федеральной налоговой службы Ольгой Жилкиной.

– Ольга Николаевна, предприниматели часто сетуют, что проводимые вашей службой проверки нагоняют на них страх. Мол, как бы ни старался учитывать все требования законодательства, составляя отчетность, а налоговые работники все равно найдут к чему придраться…

– Одной из возложенных на нас государством функций является обязанность проводить налоговые проверки, в ходе которых мы контролируем правильность начисления причитающейся государству доли от доходов любого предприятия или предпринимателя. Не секрет, что среди представителей малого и среднего бизнеса часто встречаются те, кто не очень хочет делиться с государством своей прибылью. Такие предприниматели ищут любые – законные и незаконные – пути для облегчения налогового бремени. И нашим сотрудникам порой приходится немало потрудиться, чтобы восстановить реальную картину по, казалось бы, “затерянным” документам.

– А это возможно?

– Конечно. Для этого и существуют проверки – выездные и камеральные, которыми занимаются опытные и хорошо ориентирующиеся в законодательстве специалисты. В отделе камеральных проверок у нас работает 17 инспекторов, а в отделе выездных – 18. Причем, непосредственно выездными проверками занимаются только восемь специалистов, а остальные контролируют работу контрольно-кассовых машин и акцизных складов.

Тем не менее, нагрузка на проверяющих колоссальная, ведь количество физических и юридических лиц постоянно растет. Если на 1 января на налоговом учете в нашей инспекции стояло 2558 предприятий и 2057 индивидуальных предпринимателей, то на 1 августа их стало 2733 и 2400 соответственно.

– Что касается выездных проверок, то более-менее понятно, как это происходит: инспекторы приходят на предприятие и просматривают всю бухгалтерскую документацию за какой-то период…

– Да. И период этот, зачастую, исчисляется тремя годами, поскольку именно такой период определен Налоговым кодексом Российской Федерации для обязательных проверок каждого предприятия. А камеральные проверки проводятся на основе предоставленных в инспекцию деклараций. Каждая из них перепроверяется как на арифметику, так и с истребованием документов, обосновывающих представленные нам показатели.

– А какая результативность у тех и других проверок?

– Поскольку контроль с нашей стороны в этом году значительно усилился, то результаты работы по части проверок у нашей инспекции неплохие. За семь истекших месяцев по результатам выездных проверок дополнительно начислено 39 миллионов 777 тысяч рублей налоговых платежей и сборов. Это превышает прошлогодний показатель аналогичного периода на 9 миллионов 491 тысячу рублей, или на 31 процент. А вот есть ли в них смысл, судите сами: из 89 проверенных нами предприятий и предпринимателей на 87 выявлены нарушения налогового законодательства. Те два предприятия, на которых нарушений не выявлено, в течение двух последних лет не вели никакой хозяйственной деятельности, поскольку подали документы на ликвидацию. Так что результативность выездных проверок получается стопроцентной…

Ужесточение контроля в части камеральных проверок тоже способствовало выполнению плана нашей инспекции по налоговым сборам, так как наши сотрудники сверх уплаченных предпринимателями налогов дополнительно начислили еще 21 миллион 505 тысяч рублей. Для сравнения: в прошлом году по результатам семи месяцев эти дополнительные начисления составляли всего 13 миллионов 633 тысяч рублей.

Впрочем, и по предприятиям в текущем году тоже доначислено больше налоговых платежей – в общей сложности 38 миллионов 330 тысяч рублей. В прошлом году на 1 августа этот показатель исчислялся 32 миллионами 206 тысячами рублей.

– Получается, что бизнес с каждым годом старается скрыть от государства все больше доходов…

– Да, и ухищрений для этого придумано немало. Но и мы на месте не стоим. Сейчас все чаще применяются так называемые встречные проверки…

– А на основании чего они проводятся, и что из себя представляют?

– Новым приказом Минфина утвержден регламент, который предусматривает не только обмен информацией, в которой числится контрагент (юридическое либо физическое лицо, с которым вел дела проверяемый хозяйствующий субъект – прим. авт.) между инспекциями, но и запросы самим контрагентам на предоставление каких-либо подтверждающих или опровергающих документов. По ним мы можем сверить представленные нашим налогоплательщиком данные с данными иногородних фирм и организаций, с которыми совершались какие-либо сделки. А таковых, как правило, очень много, ведь предприятия нашего города экспортируют свою продукцию почти во все регионы России. Да и у иногородних производителей приобретается тоже немало товаров…

Кстати, пользуясь случаем, хочу пояснить нашим налогоплательщикам, что встречные проверки сейчас проводятся повсеместно. Так что не стоит, получив запрос из какой-либо иногородней налоговой инспекции, звонить нам и выяснять, какое имеют право посторонние службы интересоваться финансовыми делами наших предприятий. Имеют. И налогоплательщик должен переслать в предусмотренный десятидневный срок затребованный налоговым органом документ, не забывая о том, что не предоставление каждого из них ведет к административному наказанию – штрафу в размере 50 рублей.

– Не думаю, что такая сумма может стать серьезной потерей для какой бы то ни было фирмы…

– Предусмотрены и более весомые наказания. Так, согласно статье 126 Налогового кодекса за не предоставление сведений о контрагенте налогоплательщик может быть оштрафован на пять тысяч рублей. Но дело даже не в тех малых деньгах, которые он может потерять, нарушая порядок проведения встречных проверок. Такая необязательность может обернуться для него и серьезными убытками, которые последуют за нарушением сложившихся деловых отношений. Ведь в следующий раз покупатель, в отношении финансовых операций которого запрашивались сведения иногородней инспекцией, к нему может и не придти. Ему-то как раз не нужны лишние подозрения и сложности в отношениях со своей налоговой инспекцией. Сегодня в экономически развитых регионах России, как и в зарубежных странах, имидж добросовестного налогоплательщика уже немало значит. Искренне надеюсь, что мы к этому тоже постепенно придем. И наше государство, интересы которого мы призваны блюсти, станет намного крепче и богаче, чем сейчас.