“Успешная реализация жилищной реформы зависит от самих жителей”

Новый Жилищный Кодекс в полном объеме вступающий в силу с 1 марта 2006 года, коренным образом меняет всю систему и порядок отношений участников в жилищно-коммунальной сфере. Уже сейчас депутаты Совета депутатов города понимают необходимость проведения широкомасштабной подготовительной работы, чтобы переход прошел безболезненно.

В Совете депутатов постоянно проходят семинары, совещания по вопросам реализации положений Кодекса в нашем городе, а депутат Алексей Лядвейкин в составе димитровградской делегации принял участие в работе конференции по этой проблеме, проходившей на днях в Москве…

– Алексей Николаевич, расскажите о своих впечатлениях от работы на конференции.

– Конференция-семинар на тему “Законодательное обеспечение и правоприменительная практика коммерческого и некоммерческого управления многоквартирными домами и защита прав потребителей жилищных и коммунальных услуг” была организована московским Центром управления жилыми домами, ЖСК, ЖК и жилтовариществ, и в ней приняли участие представители многих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Условно конференцию можно было разделить на две части. Первая часть посвящалась разъяснению положений Жилищного Кодекса, касающихся управления многоквартирными домами. Перед делегатами выступили ведущие специалисты России в области жилищных отношений с рекомендациями о способах управления жилыми домами в условиях жилищной реформы, они рассказали о плюсах и минусах каждого способа. Вторая часть была посвящена обмену опытом между городами в плане реализации жилищной реформы, перестройки системы управления жилыми домами.

– Что-то полезное из опыта других городов будет применено в Димитровграде?

– Надо сказать, что во многих муниципальных образованиях ситуация аналогична ситуации в Димитровграде – переход на новые рельсы только начинается. Но общение было в любом случае очень полезно, кроме того, определенные наработки в ряде городов уже есть. В первую очередь это касается проведения широкомасштабной разъяснительной работы с жителями – будь то проведение собраний жильцов или выпуск информационной литературы. Этим положительным опытом обязательно воспользуемся.

– У Вас сложилось представление о том, как реформа должна проходить в нашем городе?

– В России любые реформы традиционно протекают болезненно, а жилищная особенно, потому как касается каждого. Сейчас главная задача местной власти – обеспечить плавное вхождение в реформу. Определяющим моментом на первом этапе будет проведение разъяснительной работы среди горожан, направленной на активизацию действий самих жильцов по реализации прав, предусмотренных новым жилищным законодательством. Необходимо перестраивать психологию, когда каждый из нас думает, что что-то кто-то должен сделать за него. В новом Кодексе говорится, что отныне каждый из нас, являясь собственником квартиры в жилом доме, сам должен решать, какой способ управления домом предпочесть, как содержать дом в хорошем техническом состоянии, как создать более комфортные условия для проживания.

– Какой путь вам кажется более предпочтительным?

– Согласно новому Кодексу единственным видом многоквартирного дома будет являться комплекс недвижимого имущества вместе с земельным участком, жилые и нежилые помещения в котором находятся в собственности физических и юридических лиц, а общее имущество – в их долевой собственности. Органом управления в таком доме законодательство предусматривает общее собрание собственников. На собрании жильцы и должны определить ту форму управления домом, которая покажется им более приемлемой. Лично мне более оптимальным кажется некий симбиоз двух способов управления – непосредственного управления собственниками и управляющей организацией. Например, собственники помещений многоквартирного дома первоначально создают некоммерческую организацию с определенными целями, а впоследствии поручают ей управление своими домами. При такой форме управления собственники сами смогут определять тот объем работ, который им действительно необходим, а также и размер платы за содержание и текущий ремонт своих домов. Кроме того, собственники как учредители смогут сами нанять лучших специалистов, управленцев, которые в свою очередь, будут вынуждены прикладывать все усилия, чтобы с ними не был, расторгнут контракт или трудовой договор.

Наивысшей формой такого управления я считаю управления органами территориального общественного самоуправления. Почему, сейчас попробую объяснить. Во-первых, территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление вправе осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств граждан, так и на основании договоров между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Как видно, само понятие территориального общественного самоуправление изначально близко к тем функциям, которые должна выполнять управляющая компания. Между тем имеет ряд преимуществ: территориальное общественное самоуправление может решать вопросы комплексно, как по содержанию жилого фонда на определенной территории, так и благоустройства территории, влиять на развитие инфраструктуры в районе.

– Звучит это все красиво, но как это осуществить на практике?

– Для начала необходимо желание самих жителей изменить свою жизнь к лучшему. Сама же процедура создания территориального общественного самоуправления не так и сложна. Что необходимо сделать первоначально? Обратиться в Совет депутатов с просьбой зарегистрировать инициативную группу в количестве не менее 15 человек. После регистрации члены инициативной группы проводят собрания в каждом доме на территории, где планируется организация территориального общественного самоуправление, где выбирается представитель на общее собрание жителей территории. Жильцы в свою очередь на общем собрании представителей жителей территории примут решение о создании территориального общественного самоуправления, примут устав и выберут органы управления и ревизионную комиссию. Могу добавить, что 25 мая текущего года Совет депутатов зарегистрировал две такие инициативные группы. Одна из инициативных групп после получения удостоверений на территории моего избирательного округа начнет проводить собрания жителей многоквартирных домов по выборам представителей на общее собрание жителей района. Со своей стороны я преложу все усилия, чтобы органы территориального общественного самоуправления были выбраны в кратчайшие сроки, и призываю самих жителей микрорайонов 2 и 2 “а” Первомайского района проявить инициативу, помочь в проведении выборов.