Сыграть в партию с Каспаровым

В начале недели Ульяновск посетил известный шахматист, неоднократный чемпион мира Гарри Каспаров. К сожалению, отнюдь не для того, чтобы дать сеанс этой древней и мудрой игры.

Гарри Кимович приезжает в наш город третий раз. И все его визиты были связаны не с шахматами, а с политикой. Перед выборами в декабре 1993 года он выступал на автозаводе, в 1996 году, тоже перед очередными выборами, Каспаров посетил «Авиастар». Последнее его появление у нас связано с организацией в Ульяновске местного отделения возглавляемого Каспаровым политдвижения «Объединенный гражданский фронт».

Говоря об Ульяновске, Гарри Кимович признался, что у него «никаких негативных впечатлений нет». Похвалил он и «местный градус политической активности», заметив, что хорошо, когда «левые» и «правые» молодежные организации объединяются, и в этом «общая обстановка в Ульяновске выгодно отличается от многих других российских городов».

По мнению шахматиста-политика, самая благоприятная возможность выступать и доносить так называемую оппозиционную точку зрения существует в городах «красного пояса». Оказывается, Владимир, Кострома и Ульяновск намного превосходят в этом смысле Ставрополь, Ростов, Санкт-Петербург и северокавказские республики. Правда, жаль, что Каспарову никто не подсказал, что мы уже пять лет как не входим в этот «красный пояс». Оказывается, этот политический штамп еще бытует…

Вообще, ульяновскими встречами Каспаров остался доволен. Когда он общался с представителями бизнеса, присутствовали семь человек, что показалось Гарри Кимовичу высокой явкой. По словам шахматиста, во всех городах администрации и спецслужбы вся чески мешают ему встречаться с бизнесменами, политиками и общественностью и «выдавать на гора альтернативную точку зрения». В чем, собственно, заключается эта «точка»? Каспаров критикует «путинский режим», пугает растущей «диктатурой чиновников» и «ущемлением в России демократии». Возможно, за рубежом его выступления и публикации принимаются на ура. А вот в российской глубинке знают Каспарова прежде всего как величайшего шахматиста, а не идеолога «оранжевой» революции. Конечно, в Ульяновске ему никто высказываться не мешал, тут он всегда желанный гость, и многие не прочь сыграть с ним партию. Шахматную, разумеется.

Найдут ли каспаровские политические призывы отклик в Ульяновске? Это представляется маловероятным. Сегодня в регионе достаточно сильная и вполне авторитетная власть. Выборы еще далеко. Народ протестовать на улицы идет неохотно и малочисленно, прекрасно понимая, что криками в мегафон ничего не добьешься. А еще наши люди научились смотреть на тех, кто организует «народный протест», с подозрением, потому что, как правило, «вождями» это делается небескорыстно.

Собственно на ульяновские темы Каспаров рассуждал мало, но идею возрождения парка Дружбы Народов поддержал:

– Я всегда говорю в хорошем смысле: «Мы – граждане Российской Империи». Несмотря на все наши различия, у нас есть некая общность – традиции, язык, культура. Эта общность давала дополнительный импульс развитию государства: мы, оставаясь россиянами, должны отдавать дань и своим исконным корням».

Иногда очень жаль, что человек меняет благородное занятие на политику. Был всеми любимый юморист Евдокимов. Сначала не стало артиста, потом – человека. Был (да нет, все же остается) великий гроссмейстер, а стал – оппозиционер, борющийся за призрачную «демократию» с вполне призрачной «диктатурой».