И курица – птица, или Взлеты и падения Новомайнской фабрики
В будущем году Новомайнская птицефабрика отметит свое 30-летие. Для человека 30 лет – возраст становления, когда намечен жизненный путь, выбраны ориентиры и кое-какой опыт за плечами есть. В багаже у Новомайнской “птички” – опыт немалый: взлеты, падения, даже “клиническая смерть”. Сегодняшний этап её жизни можно назвать этапом реабилитации – когда реанимационные мероприятия уже дали положительный эффект и набирает обороты процесс возрождения. Есть все основания надеяться, что к своему юбилею птицефабрика подойдет вполне окрепшей, сильной и цветущей, какой и полагается быть тридцатилетней особе.
Надвигающийся юбилей – всегда повод оглянуться назад, чтобы измерить пройденную дорогу, дать оценку достижениям и просчетам, понять их причины и потом уверенней двигаться вперед.
Поэтому давайте посмотрим туда, в минувшее.
1976 год. Расцвет пресловутой “эпохи застоя”. В рабочем поселке Новая Майна, в десяти километрах от Димитровграда, вырос гигантский птичий городок, которому присвоили имя 60-летия СССР. Тогда юбилейные даты было принято ознаменовывать гигантскими проектами. Название обязывало: “Союз нерушимый республик свободных” – мощная монолитная супердержава, которая, казалось, переживет века. Так что данное при рождении имя сулило фабрике радостные перспективы.
Первую пятилетку своей жизни “птичка” отметила потрясающими результатами. Здесь выращивалось восемь миллионов кур в год.
Производилось восемь тысяч тонн мяса птицы.
Поставки шли в разные регионы страны. А уж на столах димитровградцев курятина появлялась практически ежедневно, тушеные и жареные курочки перестали быть праздничным блюдом, готовились, чтобы перекусить на скорую руку. Благо мясо новомайнской птицы было отменным – нежное, сочное – выращивались цыплята на самых лучших кормах.
В рынок кувырком
Кризис наметился уже в 1991 году, когда страна медленно, но верно начала входить в рынок. Экономика все более переставала быть плановой, рушилась привычная, годами отработанная система госзаказа. Все это пошатнуло устои единого советского птицепрома. Раньше производитель по большому счету не заботился ни о чем, кроме собственного производства: ни о рынках сбыта, ни о поиске инвесторов, ни о средствах на модернизацию оборудования. Что производить, сколько производить, куда направлять – все эти цифры спускались сверху, причем финансовая подпитка госзаказа была обеспечена стопроцентно.
Рынок же заставлял “крутиться” самостоятельно, к чему многие руководители старой формации было попросту не готовы. Вероятно, и по этой причине тоже немало предприятий в тот переходный период потерпели фиаско. Не миновала сей скорбной участи и Новомайнская птицефабрика. Началось стремительное падение объемов производства. Налоги не платились. Копились долги. К 1998 году кредиторская задолженность составила более 130 миллионов рублей.
Развязка критической ситуации неминуемо приближалась. В 1999 году на фабрике была введена процедура внешнего управления.
За год внешний управляющий довел “птичку” до полного краха. Распродал все ликвидное имущество фабрики. Новое тысячелетие она встретила пустыми и холодными стенами: здесь не осталось ни одной курицы, а система отопления была просто разморожена. Не принималось никаких мер по консервации фабрики.
Гигант оказался колоссом на глиняных ногах. В его возрождение не верилось. Тогда никто не представлял, как это все можно будет запустить вновь.
В 2001 году кредиторы подписали с руководством фабрики мировое соглашение по долгам. Фабрика вошла в состав Ульяновского птицепрома (ОГУП) и продолжала бездействовать. Только на закупку родительского стада требовалось более 15 миллионов рублей. Взять такие деньги было неоткуда.
Новый поворот
Но “спящая царевна” дождалась-таки своего “царевича Елисея”. В 2003 году инвестор был найден! Закуплено 30 тысяч цыплят родительского стада, на которых возлагались огромные надежды – они должны были восстановить поголовье, стать основой возрождающегося производства. Нашлась работа для 250 человек. И в сентябре 2003 года фабрика сделала первые поставки мяса птицы в торговые организации Ульяновска, Самары, Тольятти. Немного окрепнув, новомайнская “птичка” вышла из состава птицепрома и стала отдельным юридическим лицом, получив новое название – “Симбирский бройлер”.
Впереди фабрику ждали, однако, новые трудности. В сезон 2003-2004 годов резко подпрыгнули цены на зерно и, как следствие, существенно подорожал комбикорм. Руководство фабрики, как ни старалось, не смогло выполнить условия мирового соглашения с кредиторами.
В результате в июле 2004 года по решению арбитражного суда здесь вновь была введена процедура внешнего управления. Арбитражным управляющим назначен Юрий Старченко, член Саморегулируемой организации арбитражных управляющих “Российское сообщество независимых экспертов”.
Он, в отличие от своего предшественника, не стал распродавать фабричное имущество.
Распродажа – самый легкий путь, но, как правило, ведущий в пропасть. Старченко, наоборот, предпринял все меры для того, чтобы сохранить производственные фонды, и даже привлек дополнительные инвестиции для увеличения объема производства.
И фабрика, вопреки экономическим неурядицам, не только “задышала – ожила”, но и начала уверенно набирать обороты. Более того, она стала одной из лучших в Ульяновской области.
Сейчас здесь трудится 280 человек. Средняя зарплата работников – свыше 6 тысяч рублей в месяц. Не каждое даже процветающее предприятие может похвастаться такой зарплатой. Уже этот факт говорит сам за себя.
Кроме того, есть еще чем гордиться. Полным ходом идет перевооружение предприятия.
Восстановлена система утилизации отходов, уборки помета. Смонтирован новый котел для технологических нужд убойного цеха. А самая главная гордость – модернизирована система отопления. Завершен проект газификации всех производственных мощностей,задействованных в производстве для монтажа 22 котельных.
15-20 октября фабрика будет полностью готова к отопительному сезону. Введение в эксплуатацию новых котельных позволит сэкономить более миллиона рублей в месяц. А значит, появятся дополнительные возможности для развития производства.
Свое надежней
Хорошую прибыль приносит и собственная передвижная торговля сертифицированной продукцией. У фургончиков с надписью “Симбирский бройлер” всегда стоят покупатели. Потому что цены здесь умеренные, а главное люди доверяют своему, местному, производителю. Особенно это подтвердила недавняя эпидемия птичьего гриппа, охватившая некоторые регионы России. Люди боялись покупать кур, привезенных из других областей. И правильно делали – кто знает, как они выращивались, с кем в контакте находились. Новая Майна – вот она, рядом, здесь все на виду, при желании и проверить можно. А карантинные меры на фабрике были приняты самые строгие. Об этом уже говорилось в прессе. Так что свое – надежней!
Сегодня на птичнике откармливаются 600 тысяч кур (24 тысячи – родительское поголовье, остальные – бройлеры). В сентябре будут закуплены цыплята для обновления родительского стада.
“Симбирский бройлер” производит 400450 тонн мяса в месяц. Советские 600 тонн кажутся вполне досягаемыми. При умелом руководстве, при большом желании поставить дело как надо ничего невозможного нет.
Уже обретает реальные очертания новый проект, способный произвести фурор в отечественном птицеводстве. Но это – тема отдельной публикации. Пока же можно сказать одно: дело мастера боится!