Святое сердце твое, учитель!
Преподаватель математики ульяновского лицея №11 Ирина Ломакина вошла в пятерку победителей на пятнадцатом всероссийском конкурсе «Учитель года-2005», проходившем в Калининграде.
Из семидесяти пяти соискателей почетного титула к финальным состязаниям могли быть допущены только пятнадцать. С обладателем «Хрустального пеликана» (символического приза всероссийского конкурса) беседует наш корреспондент Галина Антончик.
Уважаемые наши читатели, рваться с вопросами к человеку, сошедшему с поезда, безусловно огорченному тем, что сломался приз, абсолютно счастливому от победы, от встречи на вокзале и безумно уставшему… Я решила – подожду. Старую легенду о том, как птица-пеликан отдала свое сердце своим голодным детям, знают практически все студенты и выпускники нашего родного (назову по-старому) пединститута, равно, как и других гуманитарных вузов России, как знают еще много разных высоких слов о святости учительской профессии. Насколько она прекрасна и мучительна, знают учителя и выросшие их ученики, особенно те, кто избирает себе в жизни дорогу, по которой вел его любимый преподаватель. С этого мы и начали беседу с Ириной Владимировной.
– Что или кто оказал влияние на выбор вами учительской профессии, и именно математики?
– Прудникова Наталья Владимировна, наша учительница математики. Любили мы ее, да и сейчас любим, человек она прекрасный, а предмет свой преподавала так интересно, что после школы четверо девочек из нашего класса выбрали педуниверситет, физмат. Я могла бы поступить на иняз, у меня почетная грамота была по английскому, но математика пересилила. И я нисколько не жалею о сделанном выборе.
– Сложно было на конкурсе? Очень волновались?
– Конечно, очень! Это же не конкурс красоты. Пришлось перед компетентной аудиторией рассказывать о методике работы, доказывать правильность построения преподавания школьной программы. Это были соревнования профессионалов, здесь не надо было красиво ходить, хотя и внешний облик учителя тоже имеет немалое значение. Самое трудное – это первый выход. Надо было представить себя аудитории. Выбрать правильную форму контакта.
– Какую выбрали вы?
– Компьютерно-фотографическую презентацию. Рассказ о себе, о профессии, о жизненном кредо, об увлечениях.
– И каково кредо педагога и человека?
– Любовь к детям, основанная на уважении и требовательности.
– А увлечения?
– Очень люблю путешествовать. Мы с друзьями летом обязательно куда-нибудь отправляемся. Родной край объездили практически весь. В прошлом году была в Италии.
– К «Хрустальному пеликану» было и материальное приложение?
– Да, премия в сто тысяч рублей. Хотела съездить в одну из восточных стран. А на днях получила приглашение от Сергея Ивановича Морозова, нашего губернатора, посетить Китай в составе делегации нашей области.
– Ирина Владимировна, вернемся к конкурсным делам. Кроме сугубо деловых и высокопрофессиональных мастер-классов, лекций, ответов на сложные вопросы строгого жюри, были ли и игровые моменты, импровизации?
– Были, безусловно. Для нас был организован «Педагогический ринг». Мы отвечали на вопросы журналистов и школьников. И надо было проявлять и эрудицию и находчивость. Девочка, десятиклассница, спросила: «Скажите, откуда берутся дети?» Про себя я посчитала этот вопрос некорректным. Первым нашелся коллега, ставший победителем конкурса. Он ответил: «Узнаешь, когда полюбишь». Журналисты пытались не согласиться, но я считаю: это блестящий ответ.
– Победа в таком конкурсе – это подтверждение высокого профессионального мастерства. Ну а что дальше? Подготовка к новому? Практический результат есть от общения с коллегами, ведь не только острые ощущения и приятные воспоминания привезли вы из Калининграда?
– Разумеется, нет. После проведения областного конкурса «Учитель года» у нас создан клуб под таким названием. Мы выезжаем в районы области, проводим мастер-классы с коллегами, даем показательные уроки, рассказываем о развитии современной педагогики. Это наука вечно молодая, она развивается и почивать на лаврах не дает.
– Кстати, о лаврах. Говорят вам предложили профессорскую должность в столице?
– Ну, это был скорее комплимент, чем предложение. А вот всерьез вопрос, почему не работаю над кандидатской диссертацией, задан был.
– И почему?
– Пока это – не мое. На вокзале, где меня встречали мои друзья, коллеги и, главное, мои ребята, почувствовала: я – дома! Это – моя жизнь.