Каток №131?

С первого января грядущего, 2006 года наша область приступит к реализации реформы местного самоуправления в полном объеме. Об этом заявил недавно наш губернатор, принимавший участие в работе семинара-совещания в Новоспасском районе.

Мероприятие было посвящено ходу реализации Федерального закона №131, призванного привести российские органы местного самоуправления к европейскому стандарту. Сергей Морозов поставил перед главами поселений четыре вполне конкретных задачи:

1. в кратчайшие сроки зарегистрировать Уставы поселений;

2. разработать бюджеты поселений в полном соответствии с Бюджетным кодексом и принять все пакеты нормативных и правовых актов;

3. подготовить квалифицированные кадры для администраций поселений, в первую очередь, юристов и финансистов;

4. решить все вопросы, связанные с имущественным комплексом.

Времени для решения этих задач у сельских «голов» совсем мало – до Нового года рукой подать. И если Уставы поселений зарегистрировать, в принципе, не так уж и сложно, то остальные задачи могут оказаться либо вовсе невыполнимыми, либо будут решены на «двойку». Что, естественно, ничего хорошего селянам не принесет.

Что значит, например, разработать бюджеты? Из чего будет формироваться их доходная часть? Комментируя 131-й закон, зам губернатора господин Иванов еще весной говорил о том, что основой сельских бюджетов должны стать налоги на землю. Сказать легко. Но как все сложится в реальности? Ведь не секрет, что денег ни у жителей села, ни у сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий практически нет. И фонд финансовой поддержки поселений, создание которого планируется в областном бюджете 2006 года, вряд ли потянет все расходы сельских поселений. А их ожидается немало, ведь на поселения новый закон взваливает и всю соцсферу сел, и зарплату своих бюджетников. На этом фоне как-то не ободряет и то, что правительство России вместе с Госдумой выделят, якобы, для реализации 131-го закона на местах дополнительные средства – до старта закона остается меньше двух месяцев, а вопрос о деньгах в Москве только еще рассматривается. А потом, Москва далеко, и средства, направляемые оттуда, имеют свойство прилипать к липким чиновничьим лапам. Да и сколько их выделят нашей области, пару миллионов? И придут наши поселения с дырявыми бюджетами к тому, что школы станут закрываться, а содержание, скажем, водопроводов целиком ляжет на плечи полунищих жителей села, живущих едва ли не натуральным хозяйством. Ни к чему хорошему, повторим, все это привести не сможет. А вот опасения за дальнейшее сокращение рождаемости и рост смертности, за окончательное разорение и вымирание русской глубинки вызывает самые серьезные.

Далее, вопрос о кадрах. Разве реально выполнение этой задачи? Финансисты уровня бухгалтеров СПК для администраций поселений не годятся – здесь нужны специалисты, знающие толк и в вопросах формирования бюджетов, и в межбюджетных отношениях. Юристы тоже нужны соответствующего уровня. А где их набраться, если классных специалистов и в городе-то немного? Привлекать выпускников вузов? Так им и платить нужно не по полторы-две тысячи рублей, и условия для жизни достойные создать, и досуг обеспечить, – в общем, молодежную проблему решить, а сделать это за два месяца не под силу никому. Да и не очень-то и заманишь нынче молодежь на село. И это только добавляет унылых тонов в картину грядущей реформы – специалистов нет, а вод проходимцы, хапуги и рвачи всегда найдутся. И взвоет село от безнадеги и отчаяния.

Решать вопросы, связанные с имущественным комплексом, главам поселений, после всего сказанного выше, придется, видимо, только в одном направлении, то есть пойти по пути уже проложенному городскими властями. А конкретно – распродавать все, что можно, скидывать со своих плеч ответственность за содержание клубов (там, где они еще остались), библиотек, школ, детских садов и муниципальных предприятий. И все, на селе можно будет поставить крест…

Хотелось, очень хотелось бы ошибиться в прогнозах. Искренне хочется верить, что 131-й закон окажется лучше 122-го, а его исполнение не будет сковано бюрократами и волокитчиками. Но не верится – горький опыт последних лет не позволяет верить в лучшее. Ибо в России, давно попавшей под иго чиновничьего аппарата, любое чистое и светлое начинание может принять самые уродливые и отталкивающие формы. А закон, написанный Ельциным под диктовку Запада к светлым начинаниям отнести очень сложно. И, скорее всего, прокатится он по российской глубинке тяжелым асфальтовым катком. Неужели его для этого и запускают?…