УСТАВ ОБСУЖДАЛИ ПУБЛИЧНО

В минувшую среду в Ульяновске произошло событие, достойное упоминания, поскольку оно – предвестник того гражданского общества, которое российская власть наметила построить.

Причем главным строителем этого нового процесса должен быть сам народ. Именно он в лице представителей партий и движений, общественных организаций и просто граждан собрался в зале Дома политпросвещения на первые в нашей области (если даже не в ПФО) публичные слушания. Такую возможность участия в управлении своим городом подарил небезызвестный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый еще два года назад, который, правда, вступит в силу с первого дня будущего года. Хочет того власть или нет, но теперь она должна но ключевым вопросам советоваться с населением о том, как строить жизнь муниципального образования: будь то Устав города, бюджет его или планы архитектурной застройки. Надо признать, что журналисты к затее публичных слушаний по проекту Устава города поначалу отнеслись скептически: народ, мол, вряд ли соберется, придет прежняя политическая тусовка из двух десятков человек, посидят со скучными лицами, да и разойдутся, а в жизни города все останется по-прежнему. И приятно ошиблись. Еще до встречи с народом в Городскую Думу поступило /3 обращения от различных общественных организаций и частных лиц с предложениями о поправках. А когда начались публичные слушания, только официально зарегистрированных участников оказалось 195 человек, при этом в почти полном зале народу вместе с любопытными незарегистрированными участниками набралось вообще за три сотни.

Одних только желающих озвучить свои претензии и предложения набралось более трех десятков, чем, кстати, и депутаты, и мэрия были довольны – значит, народ не равнодушен. Представители мэрии, вероятно, были довольны вдвойне, поскольку основная публика, в отличие от целого ряда депутатов Городской Думы, требовала, чтобы мэр избирался всенародно, а не из состава депутатского состава. Против необоснованных ограничений прав исполнительной власти выступал и сам мэр Ульяновска Сергей Ермаков.

– С принятием 131-го закона меняется многое, – сказал Ермаков. – Расширяется круг ответственности. И резонно возникают вопросы об уровне ответственности каждой ветви власти.

Из поправок, предложенных мэром, следовало, что ни к чему во всем и на каждом шагу регулировать и ограничивать деятельность исполнительной власти, иначе она и сделать ничего не сможет, зажатая в тисках Устава и решений Думы. Так, например, в предложенном депутатами проекте Дума практически полностью формирует всю администрацию, устанавливая штатное расписание с размерами оплаты. Думское ли это дело вдаваться в мелочи? Мэрия предложила Думе формировать общую структуру (кстати, и в районах – тоже), но уж штатное расписание мэрия может составить и сама в зависимости от веления времени, насущных задач и в соответствии с объемами финансирования, установленными бюджетом. А если мэр будет тратить резервный фонд только с разрешения Думы, как это требуется в проекте Устава, то кто даст гарантию, что в случае какой-нибудь серьезной аварии Дума сможет срочно собраться на заседание, поспорить, внести поправки в бюджет, чтобы разрешить использовать резервные средства? За это время все взорвется, разрушится и смоется. «Отчитаться – пожалуйста, – говорит мэр. -По каждому рублю, но уже после того, как все сделано и устранено».

Сергей Ермаков выразил надежду, что публичные слушания помогут депутатам прийти к уравновешенному решению. «Наступать на полномочия исполнительной власти или, напротив, сокращать полномочия представительной власти Устав не должен», – сказал он. Слова «уравновешенность власти» вообще очень часто звучали на этих слушаниях. Собственно, в этом и есть одна из главных задач городской конституции. Как сказал председатель городского общественного совета Юрий Тупикин, если мы не сохраним баланс, то это может привести к хаосу.

Как ни странно, представители общественности, партий и движений, которые на митингах часто – ругали на чем свет стоит исполнительную власть, на публичных слушаниях в подавляющем большинстве своем поддержали предложения мэра. Все понимали, что городская конституция – это главный закон их будущей жизни. Многие даже требовали принимать Устав, как и Конституцию страны, – на референдуме. Депутаты поначалу утверждали, что это незаконно, а потом уточнили, что на референдум, в общем-то, все равно нет средств. Так что получается, что депрессивность региона влияет не только на карманы граждан, но и на их права.

И все-таки депутаты Гордумы считают, что первый опыт участия граждан в управлении своим городом был удачным. Впереди еще много публичных слушаний, которые станут теперь системой – но бюджету, но программе развития Ульяновска. И в следующий раз активных горожан может быть еще больше, если они поймут, что власть их услышала.