ЖКХамство

На днях одна знакомая женщина рассказала поистине невероятную историю. В их дом на улице Рябикова пришла женщина и, никому ничего не говоря, принялась мыть лестничные клетки.

Жильцы, удивленные таким волонтерством (уж не вспомнила ли добровольная уборщица свое пионерско-тимуровское детство?), осторожно поинтересовались, сколько дама хотела бы получать за свой труд? На что женщина, на минуту прервавшись, просто ответила, что платить ей никто ничего не должен – она за это получает зарплату в ЖЭУ. Жильцы дружно разинули рты…

ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА

Признаться, я тоже изумился и, если бы не знал рассказчицу много лет, то, наверное, счел бы ее больной, как сейчас говорят, на всю голову. Согласитесь, в подобное почти невозможно поверить. Ведь сколько себя помню (а я живу в городе всю свою жизнь), я ни разу не видел, чтобы пол в подъездах мыл кто-то, кроме самих жильцов. Где-то по графику, где-то скидываясь какой-нибудь бабе Нюре с пятого этажа, но обслуживали ульяновские квартиросъемщики себя сами, без помощи извне. Домохозяйки мыли пол, а мужики по очереди меняли перегоревшие лапочки. Все вроде бы знали, что вообще-то все это должны делать уборщицы и электрики из домоуправлений, но… привыкли. Впрочем, что это я в прошедшем времени говорю, если жилищно-коммунальное самообслуживание продолжается и по сей день? Моей собственной жене, например, с первого декабря и до Нового года предстоит подметать и мыть два пролета, и я не думаю, что она будет одинокой в этом труде, за который мне же и платить придется. Только не ей, а в кассу РКЦ…

ДОРОГОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Вот уже почти тридцать лет, как я называюсь ответственным квартиросъемщиком. Но как-то не особо интересовался, сколько и за что конкретно приходилось мне платить все эти годы, – хватало и общей суммы квартплаты. Раньше она была мизерной, и не было толку считать копейки. А теперь-то квартплата о-го-го! И решил я поинтересоваться, взял в руки квиток за ноябрь, глянул… и обомлел! За содержание жилья, в которое входит и уборка подъездов, и замена электролампочек, моя семья из трех человек заплатила 199 рублей 37 копеек! В голове мгновенно включился калькулятор. В подъезде 36 квартир, в каждой, в среднем, проживают по три человека. А это означает, что только с нашего подъезда ЖЭУ за не оказываемую им услугу только в ноябре нагло содрало меня и моих соседей 7177 рублей и 32 копеечки. Весь же наш дом пожертвовал чиновникам на бедность без малого 22 “штучки”. За год халява для ЖКХ только с одного жилого здания на 108 квартир составит более 260-и тысяч. Ой, голова кружится! Это сколько же со всего-то города получится – ни в одном калькуляторе разрядов не хватит! А ведь никакого содержания жилья со стороны ЖЭУ люди во многих домах десятилетиями не видели…

НУ, ЭТО УЖ СЛИШКОМ!…

Обалдев от подсчетов, я решил отвлечься и включил телевизор. А там, в программе “Акцент” как раз зам мэра (ИО) по ЖКХ господин Савельев выступает. И говорит, что средства на ремонт жилья квартиросъемщикам теперь придется копить по новой – денег у ЖКХ на эти цели нет. Я снова потянулся за квитком…

Строка “Ремонт жилья” украла из моего семейного бюджета в этом месяце 131 рубль семь копеек, всему подъезду виртуальный (причем, на протяжении десятилетий, равно, как и содержание, которого нет) обошелся в 4718 рублей с копейками, а с дома чиновники ни за что, ни про что получили только в ноябре 14155 целковых. Помножим этот “приварок” на 12 и прибавим его к вышеупомянутой халяве. И увидим, что только одна девятиэтажка на три подъезда принесет в жертву нашему ЖКХ в этом году около полумиллиона рублей. А чиновник с экрана что-то бубнит о том, что бизнес в сфере ЖКХ нельзя назвать прибыльным. Как же, нельзя, если получается, как в почти забытой телерекламе: “Мы с тобой сидим, а денежки капают” – не зря же налетели предприниматели на ЖЭУ, как воронье. А всех горожан, не спросив, как стадо баранов, мэр “со товарищи” словно на заклание отдал, быстренько рассовав ЖЭУ в частные руки. Хотя спросить был обязан – до первого марта 2006 года за нами право на выбор по закону еще есть… Правда, в реальности его уже нет, и квартиросъемщикам уже не предлагают, а повелевают до первого января перезаключить договоры на обслуживание жилья. Никак не объясняя причин расторжения договоров действовавших, хотя, по уму, и это сделать было бы нужно. Чтобы, проплативший всю жизнь ни за что, человек мог обратиться в суд с требованием возвратить бесстыдно потраченные чиновниками деньги. А тут нет денег, и спросить не с кого! А зам мэра говорит, что мы должны теперь уже частному ЖКХ платить, чтобы на ремонт своих домов накопить. Плохо, выходит, копили…

КТО КОМУ ДОЛЖЕН?

Вот живет, скажем, семья из трех-четырех человек в сталинском доме довоенной (1934 года) постройки. Давно живет – уже в третьем поколении. И все время платит за то, чего не получает, то есть за содержание жилья и за его ремонт. Слесари из ЖЭУ никогда не меняли в квартире ванну, унитаз, сантехнику, радиаторы отопления, хотя сроки службы у всего давно (и не по одному разу!) истекли, электрики не заменяли электропроводку, окна и двери все члены этой семьи ремонтировали за свой счет. Срок службы, между тем, истек уже и у самого дома – ничего вечного в этом мире нет, да к тому же срок этот был заложен еще в проекте.

Но семья продолжает платить. Теперь уже – за потрескавшиеся стены и сгнившие полы, за разбитые двери и выщербленные ступени. За облупившуюся краску в подъезде, за заросшие ржавчиной трубы. А почему, спрашивается, если по справедливости платить давно уже должна не семья чиновникам, а наоборот, они – ей? За что платят жильцы известного дома на улице Полбина, 30? За то, что калечный дом пока еще не похоронил их под своими обломками? За что берут деньги с обитателей бараков на мостоотряде и во многих и многих других местах, типа Соловьева оврага, кто ответит на этот вопрос? Ведь господь Бог не берет с нас денег за то, что мы живем под этим небом, почему же чиновники наши ставят себя выше Творца? Уж не потому ли, что нет в их сердцах и душах ни самого Бога, ни искры его?