Трудности переходного «возраста» Российской почты

Неужели прежние времена, когда почта была одним из любимых мест посещения, канули в лету? Ведь как наполняется сердце радостью, когда отправляешь близким и любимым посылку, в уютной тиши надписываешь конверт с красивой открыткой…

Да, если все оформляется без очередей и при этом не возникает каких-то загвоздок и осложнений. Придет ли вновь такое время?

Чтобы ответить на вопросы читателей, мы встретились с начальником Димитровградского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области

Ириной Сергеенковой

-Ирина Евгеньевна, с чем вы связываете то, что работой почты в последнее время многие недовольны. Особенно большое недовольство населения вызывают очереди.

-С прошлого года российская почта переживает довольно сложный процесс реструктуризации. Сейчас предприятие становится мощнейшим оператором почтовой связи страны. Мы переходим к новым методам работы, внедряем новые технологии….

Большая часть проблемных ситуаций в отделениях почтовой связи вызвана тем, что Почта России начала принимать от населения платежи в пользу третьих лиц – банков, учреждений юстиции. Это огромный социальный проект, но, к сожалению, техники, которая могла бы обеспечить обработку всего объема электронных переводов, пока катастрофически не хватает.

Мы рады, что очень скоро сумеем исправить ситуацию: через две-три недели в почтовых отделениях города появится пять оборудованных рабочих мест по приему электронных платежей. Техническое оснащение значительно ускорит процесс приема и обработки не только электронных переводов, но и других почтовых отправлений и сократит время работы оператора с клиентом.

-Так, значит, в недостатке техники причина очередей в окошки, где принимают платежи за кредиты?

-Не только в этом, но и в не информированности населения. В тринадцатое почтовое отделение, где уже работает компьютерный терминал, отправить электронные переводы едут со всех районов города и даже из сел. Но ведь принимают кредитные платежи не только в центральном отделении (Автостроителей, 51), но во всех отделениях почтамта: и города Димитровграда, и Мелекесского, и Новомалыклинского районов.

-Люди недовольны тем, что на почте отказывают в приеме бандеролей. Вместо них отправляют только посылки. Теперь даже маленькую коробку конфет или легкий сувенир приходится высылать посылкой. А для этого необходимо к тому же купить пластиковый конверт. В тринадцатом отделении за ними посылают клиента в другое окно, где он тоже должен отстоять очередь. А потом выясняется, что для оформления нужен паспорт. Приходится возвращаться домой…

-Таковы требования новых правил оказания услуг почтовой связи, введенных с мая этого года и утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации. Бандеролью можно отправлять только документы, бумаги, письменные вложения и фотографии. Естественно, что тарифы на посылочные отправления изменены. Самостоятельно менять их мы не можем – тарифы утверждает Управление федеральной почтовой связи. Мы федеральное государственное предприятие, и обязаны выполнять требования центра.

Иметь же при себе паспорт тоже необходимо в соответствии с этими правилами. Объявления с этой информацией есть на стендах в почтовых отделениях. Но почему-то люди, даже прочитав о каких-то нововведениях, все равно обвиняют нас в любых проблемах, которые возникают у них в связи с новыми правилами. Таковы стереотипы мышления, и, видимо, на изменение менталитета, понадобится время.

Что касается конвертов в другом окне, то этот пробел мы исправим сейчас же, и за упаковками для посылок не придется обращаться в другое окошко.

-Люди звонят в редакцию с жалобами на то, что трудно оформить подписку на нашу газету, не могут выстаивать такие очереди.

-А вот причины этих жалоб я не могу понять. Дело в том, что по просьбе клиента почтальон может оформить подписку на дому. Для этого достаточно позвонить начальнику отделения почтовой связи и высказать просьбу. Если последует отказ, то обещаю, что сама накажу виновных. Обращаться по вопросам подписки можно по телефонам отдела подписки: 5-20-74 и 2-67-63. В первую очередь такая услуга оказывается больным и пенсионерам.

-А куда жаловаться, если конверты продают лишь в том окошке, куда выстроилась очередь с посылками?

-Начальнику отделения. Это внутренняя недоработка. Конверты должны быть у каждого оператора.

-Еще один из наиболее часто задаваемых вопросов: «Почему на почте раньше хватало одного перерыва, сейчас же через небольшие промежутки времени устроили несколько технических перерывов по пятнадцать минут?»

-Регламентированные перерывы вводятся на тех почтовых отделениях, где установлены кассовые компьютерные терминалы. Перерывы в работе оператора, работающего за компьютером – требование законодательства по охране труда. Тем не менее, мы боремся с тем, чтобы это не отражалось на клиентах. Если выстроилась очередь, то операторы обязаны отложить перерыв и сначала обслужить людей.

-Есть и другая проблема. Работница в отделе потовых отправлений загружена, там выстроилась очередь, а к соседним операторам нет никого. В этих случаях люди просят, чтобы свободный оператор помог с обслуживанием.

-Если этот оператор принимает переводы, то он не может помочь, к примеру, с выдачей пенсий. У каждого есть своя специализация, каждый несет ответственность за свой участок работы.

-Но из-за очередей люди уже отказываются оправлять посылки.

– Проблема и в том, что в городе с населением 140 тысяч всего 15 отделений почтовой связи. Причем одно из них – на поселке Дачный, другое – на территории НИИАРа. Так что каждому отделению приходится обслуживать в среднем 10-12 тысяч человек.

Думаю, со временем нам удастся так построить работу, что проблемы очередей на почте не будет. Сейчас очень многое придется делать вручную, и от трудностей переходного периода никуда не деться. А правила оказания услуг почтовой связи обязывают нас оформлять все отправления, четко выполняя определенные операции. Посылку необходимо упаковать нужным образом, по правилам поставить сургуч и штемпель и так далее. Конечно, это требует времени. Но надо отдать должное нашим операторам: ведь при таком сумасшедшем документообороте они стараются все делать согласно правилам, чтобы посылки и письма дошли до адресатов в срок.

Думаю, новая техника позволит нам оптимизировать работу операторов и отделений в целом. Технический прогресс доберется до нас со дня на день.

-Давайте подытожим. Как ответить людям на традиционный вопрос: «Кто виноват в проблемах почты?»

-Действительно ритм жизни, ускоряясь, выставляет и нашей работе новые требования. Мы живем в другом государстве, в иную эпоху, и ностальгическим мечтам о спокойной размеренной жизни почты не суждено осуществиться. Точнее было бы задать вопрос не «Кто виноват?», а «В чем причина трудностей?»

-Хорошо, тогда второй вопрос: «Что делать?»

-Первое: почтовикам научиться любить клиента, а клиентам быть терпимыми. А если серьезно, то перед нами поставлена задача: перейти на новый график работы почтовых отделений: без перерыва на обед, и семь дней в неделю. Возможно, это спасет потребности большого города (и двух районов, которые обслуживает почтамт) в услугах почтовой связи. Для этого придется пересмотреть штатное расписание, ввести новые рабочие места. К примеру, 13 Городское отделение связи будет работать четырнадцать часов.

-Когда это будет?

-Думаю, с нового года. Мы уже просчитали штат работников, поскольку наш сегодняшний состав с такой нагрузкой не справится. Подумаем, что можно изменить и в других почтовых отделениях, чтобы легче и быстрее преодолеть трудности переходного периода.

P.S.: Пока мы беседовали с Ириной Евгеньевной, ее заместитель успела уладить вопрос с продажей пластиковых конвертов для посылок в одном окне (в тринадцатом отделении). Решили эти проблемы и в других отделениях почтовой связи города.