Электрошоком по стране и людям
Пытаясь отбить натиск энергетиков на город, мэрия наняла специальную юридическую фирму. То, что эта фирма вскрыла, потрясает.
Скандалы вокруг энергоресурсов этим летом и осенью приутихли. Не пропадала и не пропадает горячая вода, меньше стало, кажется, и отключений электричества. Причины наступившего перемирия ясны не вполне. Сыграл, возможно, свою роль суд над одним из руководителей ульяновской энергосистемы Сергеем Мирошниченко, которому прокуратура инкриминировала срыв начала прошлого отопительного сезона. Правда, нынешнее затишье, как говорят, не отражает реальную ситуацию. “Работа” идет, но только не на свету, а в тени.
@Покруче, чем в Германии
Основная цель энергетиков сейчас, похоже, в трофеях. Война длилась почти шесть лет, захватив конец эпохи Юрия Горячева и все правление Владимира Шаманова.
Хозяева рубильника выжима ли из власти и потребителей долги за тепло и электроэнергию, повышая параллельно и на то, и на другое тарифы, что приводило к возникновению новых долгов. Теперь пришло время экспроприаций. Местная пресса уже писала, что энергетики наметили взять себе в счет долгов города ряд объектов муниципальной собственности, среди которых называют гостиницу “Венец”, Центральный рынок и даже “Водоканал”.
Все эти годы общественность пыталась узнать, за что берут с потребителей деньги, то есть какова себестоимость продукции энергопредприятийи из чего она складывается. Но узнать не удалось. Нашим властям не хватило, наверное, стойкости. В отличие от руководства Саратова, находящегося под таким же, примерно, как и Ульяновск, прессом со стороны “гвардии Чубайса”.
Усилия двух городов в дальнейшем могут быть объединены, поскольку все процессы, имевшие место в Саратове, повторялись и в Ульяновске.
Сколько ни бились саратовцы, но доказать, что требования энергетиков несправедливы, им не удавалось.
Хронику этой борьбы опубликовал на своих страницах журнал “Российская Федерация сегодня” (РФС). Он, в частности, опроверг версию о нищете российской энергетики и якобы заниженных тарифах. Например, германская промышленность платила в 2002 году за киловатт час 2,2 цента (примерно 60 копеек).
В России – 2,1 цента. В Германии электричество производилось на газе, покупаемом по цене 170 долларов за 1000 кубометров. В России тот жеобъем газа обходился предприятиям РАО “ЕЭС” в 17 долларов, или в десять раз дешевле, чем немецким энергетикам. Уже по одному этому можно оценить навар “гвардии Чубайса”. “РФС” пишет, что по сравнению с 1990 годом электроэнергия в России подорожала в 30000 раз.
Причем все происходящее сильно смахивает на сговор.
Прежде всего самих энергетиков и областных властей. У нас – то же самое. Действует следующая схема. Энергетики “рисуют” себестоимость своей продукции и называют ее цену, тариф, иначе говоря. Утверждает тариф региональная энергетическая комиссия подразделение областной власти. Два года назад эта функция перешла к Комитету обладминистрации по ценам.
Плюс в самой администрации куратор от энергомонополии. При Шаманове эту роль выполнял Александр Бударин, сегодня – министр по топливноэнергетическому комплексу областного правительства Сергей Никитин, еще вчера работавший топ-менеджером одного из подразделений РАО “ЕЭС”. Мэрия голоса в этом раскладе практически не имеет и должна принимать “готовый тариф”.
@Проверили недосчитались
Устав от бесплодной борьбы, власти Саратова обратились за помощью к московской юридической фирме “Русатоммет” и заключили с ней договор, поручив поиск правды о себестоимости. Вот как “РФС” описывает один из этапов поиска: “Экспертный анализ, были проверены все районы города, окончательно убедил: “Саратовэнерго” брало с города по завышенному тарифу. Завышалось все: стоимость газа и мазута, расход воды, тепла, теплоносителей. Генеральному директору АО С.Невейницыну, видимо, и в голову не приходило, что его кто-нибудь когда-нибудь решится проверить – отсюда и полная потеря чувства меры. По счетам-фактурам для оплаты, например, энергетики израсходовали на город воды на два миллиона тонн больше, чем закупили у водоканала.
Это открытые приписки. Еще более масштабно энергетики использовали скрытые.
По договорам и расчетам, заложенным в тариф, вода должна уходить с ЦТП при температуре 90, а возвращаться – 70 градусов. Было проверено 1700 домов, все ЦТП, сняты показания приборов за длительный период. Они зафиксировали среднюю температуру: при входе – 54, на возврате – 20 градусов. Саратовцы заказывали качественный товар, а оплачивали его разбавленный суррогат, что обеспечивало “Саратовэнерго” огромную экономию и прибыли.
По предварительным данным экспертов, за 2001-2003 годы АО-энерго незаконно, завысив объемы теплоэнергии и теплоносителя, взяло с потребителей, дотируемых или финансируемых из бюджета, 1,3 миллиарда рублей. Эксперты выявили завышение себестоимости тепловой и электрической энергии на 881,2 миллиона рублей и в 2004 году. Получается, “Саратовэнерго” зачетыре года необоснованно получило 2,1 миллиарда рублей. То есть не город и население должны “дочке” РАО, а она обязана вернуть “перебор”…”
@Взять и поделить между собой?
Итогом такой арифметики энергобаронов стали долговые ямы, в которые один за другим падали саратовские потребители. И как логичная часть истории – их банкротство с уходом ряда предприятий в руки людей “Саратовэнерго”.
Вскрыв правду, “Русатоммет” предпринял шаги по опротестовыванию приписок и возврату переплаченных потребителями, в том числе и городом, энергетикам денег.
Можно представить, с какой стеной столкнулась фирма.
Арбитражный суд раз за разом отклонял ее иски, ссылаясь, в частности, и на позицию областных саратовских властей, неизменно встающих на сторону “Саратовэнерго”. Пока “Русатоммет” судится в российских инстанциях, обещая, если не добьется поддержки, идти в Европейский суд по правам человека.
“Значительная часть российского бюджета направляется из Москвы в регионы и муниципальные образования, чтобы они отапливали электро и теплоэнергию и давали дотации населению, – говорит гендиректор “Русатоммета” Александр Бойченко в интервью журналу. – Огромные средства концентрируются в “дочках” РАО “ЕЭС России” и исчезают. При таких финансовых потоках проигрывает государство, общество, население. И сама отрасль проигрывает: она не развивается из-за отсутствия инвестиций… Если ничего не меняется вценообразовании, то реформирование энергетики преследует совсем иные цели, а не укрепление отрасли и экономики. Скорее всего, задуман передел собственности. Реформы, безусловно, помогут их авторам уйти от ответственности за стагнацию электроэнергетики и неизвестно куда ушедшие огромные средства”.
Не исключено, что в Евроейском суде, куда намерена обратиться юридическая фирма, будет фигурировать и ульяновский случай. “Русатоммет” получил, по словам его эксперта Анатолия Еделькина, доверенность на представление интересов в том числе и от жителей нашей области. Только уж очень длинное это дело – разбирательство в Страсбурге. Энергетики со своей реформой сейчас явно спешат…
`