Менталитет – «не высовываться»

В последнее время участились кон¬такты демократов-региональщиков с высшими чинами из партийного руковод¬ства, в которых первые просят выделить сред¬ства для активизации сво¬ей деятельности, а вто¬рые (после «посадки» М.Ходорковского) отве¬чают, что денег у партий нет.

Подобный вопрос был задан публично и Г.Каспарову, руководителю «Гражданского фронта», приезжавшему в Улья¬новск в сентябре, и он отвечал примерно тоже, рекомендуя обращаться за помощью к местным предпринимателям. Те же, в свою очередь, по¬общавшись с ним, за¬сомневались в его поли¬тической карьере. Тем более что за спиной Каспарова во время визита в Ульяновск постоянно маячил корреспондент «Нью-Йорк Таймс», ос¬вещающий его поездку по регионам чуть ли в качестве будущего кан¬дидата в президенты России. А ульяновские демократы, еще со вре¬мен Ю.Горячева, к гостям из-за «бугра» отно¬сятся крайне болезнен¬но, поэтому предпочита¬ют «не высовываться». Менталитет такой.

4. Теория малых дел

У М.Салтыкова-Щед¬рина есть сказка «Вяле¬ная вобла» – о либералах с их теорией «малых дел», очень схожей с пресловутой ульяновс¬кой концепцией «мягко¬го вхождения в рынок», о которой лет десять на¬зад трубили все газеты, то восхваляя, то ругая тогдашнего губернатора Ю.Горячева.

Конечно, любая власть не прочь побаловаться сказками в свое удоволь¬ствие, и народ зачастую внимает ей, развесив уши. Однако у Салтыкова-Щедрина вяленая вобла, у которой вычистили все внутренности и выветри¬ли мозги теорией малых дел, при этом еще и рас¬суждала: «Как хорошо, что со мной эту процедуру проделали! Все выветри¬ли, вычистили и вывялили, и буду я свою линию поле¬гоньку да потихоньку вес¬ти!»

Вот с этими «поле¬гоньку» и «потихоньку» ульяновский обыватель и вошел в демократичес¬кий процесс в начале 90-х годов. В Москве в это время умами людей вла¬дели академик А.Саха¬ров и Межрегиональная депутатская группа. Бле¬стящие ораторы профес¬сор А.Собчак и митропо¬лит Питирим противо¬стояли косноязычию Съезда народных депу¬татов. У нас же в Ульянов¬ске любимыми стали по¬говорки: «Тише едешь – дальше будешь», «Соба¬ка лает – караван идет». И невдомек было обыва¬телю, что караван-то давно уже в пустыне сги¬нул, а собака и тявкнуть не могла.

Экономику региона тогдашние власти воз¬рождать не стали. Решили отсидеться и выждать, зато оппозицию стали уничтожать нещадно. Ме¬стную КПРФ раздробили на два обкома: один – во главе с А.Кругликовым, другой – с В. Добычиным, бывшим работником об¬лисполкома. Несколько месяцев эти два «мощ¬ных» партийца боролись в суде за круглую печать обкома и за помещение в Молочном переулке. Кон¬чилось тем, что В. Добычин переметнулся в ЛДПР, а А.Кругликов обосновал¬ся в Госдуме, махнув ру¬кой на разрозненные ряды своих земляков.

Теорию «малых дел» в те годы поддержали и ме¬стные члены ЛДПР во гла¬ве с племянником В.Жи¬риновского – А. Балберовым. Улицу от мусора уб¬рать – пожалуйста! С мо¬лодежными бюрократами бороться – это можно, да¬вайте чучело прилюдно сожжем! Надо КПРФ прижучить в эфире ТВ – так выпустим нашего велеречивого «идеолога», пусть размажет всех по экрану. Главное – чтобы коммер¬ческие палатки и магазин на Центральном рынке не пострадали, и чтобы хря¬ков породистых не трево¬жили в подшефном хозяй¬стве под Новой Малыклой!

Сложнее было угомо¬нить ульяновских демок¬ратов, которые, вслед за Е.Гайдаром, бредили ка¬тапультированием в ка¬питализм. Пример про¬фессоров А.Собчака и Г.Попова поначалу со¬брал под знамена «Выбо¬ра России» и «Движения демократических ре¬форм» чуть ли не всю уль¬яновскую ученую элиту. Профессоры А. Рыжевский, И.Гринберг, Д.Точе¬ный, С.Светуньков и дру¬гие на демократических митингах той поры стояли в первых рядах, дружно клеймя позором бывших секретарей обкома КПСС Ю.Самсонова, О.Казарова, Ю.Горячева, и, похоже, отнюдь не собирались превращаться в вяленую воблу, а наоборот, выка¬зывали щучьи ухватки.

С профессорами «ра¬зобраться» было нетруд¬но: кому-то – предложил кафедру, кому – целый ин¬ститут. В конце концов, ученый муж обязан сеять разумное, доброе, веч¬ное, а не лазить по крыше мэрии, водружая там рос¬сийский триколор.

Других демократов-профессоров А.Рыжевского, И.Гринберга и дру¬гих ублаготворили тем, что закрыли глаза на “прихватизацию” Ульяновско¬го центра микроэлектро¬ники, а также ряда других предприятий, которые со временем стали носить гор¬дое имя – «Ивла-холдинг».

Таким образом, в рядах ульяновской оппозиции остались лишь обижен¬ные судьбой или началь¬ством люди, завсегдатаи судебных разбира¬тельств, озабоченные поисками правды ради правды, до которой в наше сумбурное время уже, собственно, и дела-то никому нет!

5. «Дымовая завеса» генерала

Собственно, в том, что генерал В.Шаманов вы¬играл выборы, никакой личной его заслуги не было. При сложившихся обстоятельствах, к власти в регионе мог прийти лю¬бой другой здравый чело¬век, который говорил бы с избирателем на равных, откровенно и по суще¬ству, обещая, естествен¬но, улучшение жизни. Случилось так, что им стал известный генерал, а, скажем, не прапорщик. Генеральское звание по мнению электората – многого стоит, прапор¬щики же популярны у нас только в казарме.

Итак, победители по¬лучили в наследство:

а) застоявшееся, как чавкающее болото, хо¬зяйство – с солидной до¬лей госсобственности;

б) социальное ижди¬венчество электората, которого на протяжении многих лет кормили де¬шевым хлебом и дотиру¬емым молоком, приучая не жить, а выживать;

в) «придворный» бизнес, вскормленный бывшим губернатором, предста¬вители которого были сильны в искусстве «про¬гибаться», но никак не в конкурентной борьбе, и на фоне этого – чахлые всходы малого и средне¬го предпринимательства;

г) междоусобицы об¬щественно-политических движений и партий – вер¬нее, их лидеров, которые уже, наверное, не помни¬ли, что записано у них в уставах, и были озабоче¬ны собственными амби¬циями;

д) обленившийся и за¬костенелый аппарат чи¬новников обладминист¬рации и всех её управле¬ний.

Как учат в военных ака¬демиях, на оккупирован¬ной территории нужно приспосабливаться к ме¬стным условиям и счи¬таться с туземными обы¬чаями. «Болото» трогать нельзя – как бы самому в нем не увязнуть. Если нет дешевого хлеба – дай зрелищ, вроде инаугура¬ции, бала в Дворянском собрании или «Гонок на выживание»! Что же каса¬ется междоусобиц мест¬ных партийных вождей, то пусть себе дерутся! Если перестанут – вот это пло¬хо, потому что начнут му¬тить воду и задавать воп¬росы – «Что делать?» и «Кто виноват?» Потом «Колокол» в какой-нибудь деревеньке издадут, «Союз борьбы за осво¬бождение» организуют, забронируют пломбиро¬ванный вагон и т.д. и т.п. Нет, это мы уже проходи¬ли – другой ошибки исто¬рия не простит!

Вот так, не мудрствуя лукаво, команда нового губернатора и взялась за управление регионом, ничего, собственно, в об¬щественном сознании не изменив. Генерал В.Ша¬манов с первых дней своего руководства облас¬тью также призвал ульяновцев настраиваться на так называемые «добрые дела». Правда, в отличие от предшественника, ис¬пользующего для соцза¬щиты населения бюджет¬ные рычаги, новый губер¬натор уповал, большей частью, на сознатель¬ность представителей бизнес-элиты, предлагая окружить заботой сирот из детских домов и стари¬ков, забытых Богом и людьми. Благотворитель¬ные балы, подарки в виде футбольных мячей ребя¬тишкам, торжественные вручения автомобилей «Ока» ветеранам и участие в субботниках по бла¬гоустройству – эти гром¬кие акции губернатора призывали обществен¬ность и все населению региона последовать примеру, согласно ар¬мейскому принципу – «Делай, как я!»

Мало кто догадывался о том, что за этими «ма¬лыми делами» скрыва¬лись дела большие и что это была дымовая заве¬са над хитроумными ком¬бинациями за обладание собственностью регио¬на. Мало того, в пропа¬гандистском раже чиновники, похоже, сами стали верить в сказки о том, что, например, с сооружением Ледового дворца в Ульяновске резко воз¬растет рождаемость населения и число олим¬пийских чемпионов. Между тем, раздел соб¬ственности региона про¬должался, и это вызвало озабоченность со сторо¬ны служителей Фемиды. Ими было заведено не¬сколько десятков уголов¬ных дел, – да что с того? Отрезанный ломоть не приклеишь, и время вспять не повернешь. В нынешнем российском законодательстве лазе¬ек, пожалуй, побольше, чем во времена незабвенного Остапа Бендера. Ушлые господа из шамановского окружения в третьи или четвертые руки перепродали и Сенгилеевский цементный, и Цильнинский сахарный, и УЗТС, и «Симбирск-муку», и кожкомбинат, и «Волжанку» и другую «прихваченную» соб¬ственность – концов не найдешь! Ну, отыщутся какие-нибудь стрелочни¬ки получат своё, – поду¬маешь? Генералов-то у нас все равно не сажают, больше – прапорщиков… В этой мерзопакост¬ной ситуации, вызванной приходом «варягов» на землю симбирскую и кри¬минализацией экономи¬ки, утешает то, что после выборов 2004 года их взашей вытолкали из мягких кресел. Правда, пришедшие им на смену чиновники во главе с гу¬бернатором С.Морозо¬вым ничего пока суще¬ственного как в экономи¬ке региона, так и в соци¬альной сфере не сделали. Как говорится, будем на¬деяться на лучшее. Что же касается политических партий и движений, то они, как и полтора де¬сятка лет назад, и сегод¬ня находятся или в полузачаточном состоянии, или возглавляются людь¬ми, «управляемыми» влас¬тью. У всех этих обще¬ственно-политических объединений до сих пор превалируют старые ло¬зунги «теории малых дел».

6. Нет новых лидеров

Вот спектр основных политических сил региона и их лидеров:

КПРФ

В области насчитыва¬ется 1700 коммунистов. Средний возраст — 42 года. Первый секретарь Ульяновского обкома КПРФ А. Кругликов (дваж¬ды «списочный» депутат Госдумы, кандидат исто¬рических наук, педагог) настроен оптимистично -коммунисты победят! Идеология КПРФ, кото¬рой, по мнению Круглико¬ва, нет ни у одной другой партии, состоит в следу¬ющем: счастье человека, общее счастье, основан¬ное на общественном способе производства, коллективизме, построе¬ние справедливого обще¬ства без войн, разруше¬ний, коррупции, воров¬ства.

ЛДПР

Либеральных демок¬ратов в нашей области — более 800 человек. Лидер – депутат Госдумы Ю.Ко¬ган (по образованию – педагог-историк, был диск-жокеем, журналистом, пробовал себя в предпринимательстве), хотя координатор Ульяновского регионального отделения партии ЛДПР – Т.Харитонова. Одним из основных видов деятель¬ности ЛДПРовцы называ¬ют проведение митингов и пикетов. В копилку пос¬ледних достижений они относят выделение 35 ты¬сяч рублей Павловскому техникуму на закупку учебников, покупку музы¬кального центра Кузоватовской школе и спонси¬рование поездки хора «Вереска» детской школы искусств №12 на музы¬кальный фестиваль в Санкт-Петербург.

«Единая Россия»

Единороссов среди ульяновских партийцев больше всего. Поданным на август, партбилеты имели 10 405 человек. Председатель ульяновс¬кого отделения — А.Фролов (карьеру начал с ком¬сомола, всю сознатель¬ную жизнь – в номенкла¬туре, от Г.Колбина до С.Морозова). Свою иде¬ологию единороссы на¬зывают идеологией ус¬пеха в самом обычном, житейском понимании этого слова: воспиты¬вать детей без страха за их будущее; знать, что человека ждет достой¬ная и обеспеченная ста¬рость; иметь возмож¬ность реализовать себя в любимом деле; быть уверенным в том, что каждый гражданин стра¬ны окружен ее заботой и вниманием. Единороссы гордятся тем, что в этом году по их ходатайству на летний отдых было выделено 10, 5 млн. руб¬лей и 2700 ульяновских ребятишек смогли отдох¬нуть в лучших санаториях страны, что вот уже три года они шефствуют над пополнением книжного фонда уникальной биб¬лиотеки духовной культу¬ры по улице Нариманова, что именно они помогли появиться детскому пра¬вославному лагерю в селе Прислониха, взяв на себя расходы на транс¬порт и мягкий инвентарь.

«Яблоко»

Яблочников насчиты¬вается 1300 человек. Причем, как ни в одной партии, здесь активны молодые. Сейчас моло¬дых всего 100 человек, но не заметить их невоз¬можно. Они постоянно проводят всевозмож¬ные акции и митинги. Например, митинг про¬тив вырубки Винновской рощи. Председатель ульяновского регио¬нального отделения «Яблоко» – А.Нечаев(ра¬ботал на «Авиастаре», затем создал свой бизнес в Заволжье). Своей идеологией яблочники считают социальный ли¬берализм и защиту прав человека.

В среде других регио¬нальных отделений партий и движений («Ро¬дина», СПС, НПСР и т.д.)-нет ни существенной де¬ятельности, ни явных ли¬деров.

(По материалам Интернета и местной прессы).