«Витязи» с большой дороги

Когда-то пивова¬ренная компания “Витязь” вернее, ее предок – распо¬лагалась на берегу Свияги, там, где сейчас находится Ульяновский госуниверси¬тет. Рассказывают, директор предприятия – некий А.Ф. Мазко, переведенный сюда из Чердаклинского спиртзавода, приходя каждое утро на службу, презрительно морщил нос и тоскливо произ¬носил: «Эх, пивом душу не излечишь!»

1. Бартер советских времен

Кто-то из местных старо¬жилов предложил:

-А не обратиться ли нам, Александр Тимофеевич, к соседям? Организовать об¬мен опытом, так сказать, соцсоревнование трудя¬щихся масс?

– А кто соседи?

– Так спиртзавод же – по другую сторону Свияжского моста!

Так и повелось. В ходе обмена опытом за ведро пива соседи давали ведро спирта, считая это выгод¬ным для себя гешефтом, ибо в те незапамятные времена себестоимость литра спир¬та и пива была копеечная.

Спиртовики скалили зубы и пили пиво, а пивова¬ры с каждой рюмки 96-гра¬дусного становились мрач¬ными, как сычи. Мазко, на¬супившись, корпел в каби¬нете над бумагами – кроме собственных производ¬ственных забот на него, словно глыбу, взвалили еще и строительство нового за¬вода в Киндяковке, который со скрипом, но все же вско¬ре ввели в эксплуатацию.

И вдруг грянул гром – партия объявила неприми¬римую войну пьянству и ал¬коголизму! Ликероводочную промышленность зат¬рясло. Заводы встали. В Ульяновске на крепкие на¬питки ввели талоны, а пиво вообще запретили прода¬вать.

Ну и ну! Вбухали в новый завод миллионы, закупили в Чехословакии, Бельгии и Германии новейшее обору¬дование, наприглашали специалистов из разных стран – и на тебе! – в одно¬часье провозгласили лозунг дня: “Пьешь пиво – с…шь криво, лимонад – жизни рад!”.

Бартер кончился: за каж¬дой рюмкой спирта стал следить гэбист, – Мазко с горя ушел на пенсию, обру¬гав лимонадные запахи. В обком вызвали главного ин¬женера предприятия Анаталия Литвинов и вроде бы сказали так:

– Никто к вам в начальни¬ки, вместо Мазко, идти не хочет. Даже инструкторы райкома – и те нос воротят! Придется директором ста¬вить тебя, в номенклатуру не вписанного. А что делать? На безрыбье и рак – рыба!

2. Кто успел, тот и съел!

Насчет нового назначен¬ца партийные товарищи сильно ошибались. Отнюдь не робким рачком он ока¬зался. Особенно тогда, ког¬да набежала первая волна приватизации госпредпри¬ятий. Пока идеологи демок¬ратии до хрипоты надрыва¬лись на митингах, сражаясь с коммунистами, а осво¬божденный неизвестно от каких рабских оков народ смотрел на них, выпучив глаза, расторопные дельцы делили акции, львиную долю оставляя себе и не забывая о близких родственниках. Как говорится, кто успел – тот и съел!

Так вот и случилось, что огромный, только что пост¬роенный завод, с мощным заграничным оборудовани¬ем, способным производить пива, лимонада и других на¬питков до 100 млн. литров в год, с десятками фирменных магазинов и другой сопут¬ствующей собственностью, практически обрел хозяев в лице Литвинова и еще не¬скольких человек. Когда пару лет спустя на одном из селекторных совещаний гу¬бернатор Ю.Горячев стал возмущаться по поводу того, что гендиректор “Витязя” чуть ли не в открытую “запи¬сывает” на родственников ту или иную дочернюю фирму, многие руководители АО, сидевшие в зале, лишь по¬жали плечами: мол, хозяин -барин! Губернатор поручил тогда с всему заму Ю.Рогову разобраться в ситуации в самый кратчайший срок, и у себя в кабинете тот долго допытывался у Литвинова, сколько у него акций.

– Не скажу! – упрямился “Витязь”. – И никто меня не заставит. Закон на моей сто¬роне!

– Скажешь! Иначе – са¬мые страшные кары…

Кончилось тем, что Лит¬винову, говорят, удалось за¬добрить областную админи¬страцию солидными денеж¬ными взносами на строи¬тельство то ли детской боль¬ницы, то ли госпиталя вете¬ранов войн. Да и на избира¬тельную кампанию сторон¬никам губернатора “Витязь” также “отчехлил” немало. Правда, одновременно внес взнос и в фонд соперников.

В любом бы случае – не про¬гадал. Так, собственно, оно и вышло – команде генера¬ла Шаманова он сразу при¬шелся ко двору.

3. Пиво – рекой!

В 1999 году гендиректор “Витязя” стал депутатом За¬конодательного собрания области от Железнодорож¬ного округа №25. Основным соперником у него был дру¬гой ульяновский магнат -табачный, М.Урясов, глава фирмы “Дворцовый ряд”. Почему избиратель отдал предпочтение магнату пив¬ному? Скорее всего, сыгра¬ла роль мощная пиар-кам¬пания в прессе и на ТВ, на¬вязывающая народупенис¬тый напиток. Тем более, что Литвинов не скупился – и на пиво, и на обещания. Пиво в округе лилось рекой. В парке “Винновская роща” бочки с ним подвозили чуть ли не на детские праздники. А вот с обещаниями вышел конфуз.

Как засел наш пивовар в депутатское кресло, так тут же забыл о том, что бюджет¬ники в его округе месяцами не получают зарплату, что многократно увеличиваю¬щаяся оплата коммуналь¬ных услуг – не по карману большинства ульяновцев, что горячая вода в их квар¬тирах – не роскошь, а сред¬ство существования и т.д. и т.п. И что, наконец, избрали его люди в областной пар¬ламент не для того, чтобы он лоббировал там свой бизнес и покорно голосовал за антинародный бюджет, навязываемый распоясав¬шимися чиновниками. За льготы им и себе, любимо¬му, за пресловутый Ледовый дворец и за многомил¬лионные подачки придвор¬ным СМИ!

Мало того, “жизненно важные интересы” пивного короля за время его депу¬татства простерлись и до сельских окраин. Во главе СХПКим. Кирова, что в селе Каргино Вешкаймского района, он под предлогом шефской помощи поставил своего человека – некоего Тубакина, который за два года полностью разорил не¬когда крепкое хозяйство. Посевные площади сокра¬тились на 60 процентов, а от многотысячного молочного стада осталась жалкая сот¬ня тощих буренок. Был уничтожен откормочный комплекс, растащили обо¬рудование в местной ко¬тельной. Даже за выращи¬ваемый здесь пивной яч¬мень, который до после¬днего зернышка уходит в литвиновский “Витязь”, СХПК не получил ни копей¬ки. Жители Каргино сегод¬ня убеждены, что так назы¬ваемое “шефство” “Витязя” – не что иное, как разбой на большой дороге.

Нечто похожее про¬изошло и спецхозе “Русь” Майнского района, еще одном подшефном хозяйстве «Витязя». Там при распре¬делении паев оказались об¬деленными несколько ста¬рейших работников хозяй¬ства – ветераны войны и тру¬да. Когда же, наконец, уда¬лось найти тщательно скры¬ваемый список пайщиков спецхоза, то увидели в нем целый ряд чужаков, ни еди¬ного зернышка в землю не бросивших! Большинство новыхпайщиковбыли пред¬ставителями ОАО “Витязь”, а возглавлял список сам гендиректор. С горем попо¬лам (через суды и прокуро¬ров) ветераны свои паи у “Витязя” отбили, но радости им это не принесло, потому что стали они с тех пор сиро¬тами на разоренной земле.

4. На пороге банкротства

Летом 2002 года в Улья¬новске проездом на несколько часов остановился президент В.Путин. На Вен¬це вместе с губернатором Шамановым заглянул в кафе, попросил пива-жара стояла под 30 градусов. По¬дали им “Витязя”. Отснятую видеозапись Литвинов вы¬купил потом у телевизион¬щиков за большие деньги. Как оказалось, с прицелом на будущее.

“Прицел”этот проявился в начале 2003 года, когда заговорили о предстоящих выборах в Госдуму. В коман¬де Шаманова, перебирая добрый десяток кандида¬тур, остановились вроде бы на генерале Орлове, тог¬дашнем госдумовце. Он, правда, ничего особенного для области не сделал, зато голосовал послушно – на благо московским чиновни¬кам, покровительствующим губернатору.

И тут объявился Литвинов:

– Поддержите меня! У меня, кстати, и предвыбор¬ные ролики есть – с прези¬дентом Путиным, который пьет пиво “Витязь”…

Генерал Орлов в этот мо¬мент в одном из интервью (наверное, из желания по¬дольститься к ульяновцам, для которых алчная команда Шаманова была словно кость в горле) что-то “брякнул” насчет заезжих менед¬жеров, разбазаривающих область. В отместку разгне¬ванные шамановцы тут же ухватились за Литвинова, пообещав свою поддержку ему. И даже на съезд “Еди¬ной России” послали вмес¬те с губернатором!

Так какое же пиво соби¬рался варить в Госдуме глава«Витязя»? Дело в том, что с приходом шамановской команды дела на комбина¬те стали идти все хуже и хуже. Сделав из Ульяновс¬кой области огромный ры¬нок сбыта для иногородней продукции, шамановцы па¬лец о палец не ударили, что¬бы как-то поддержать мес¬тных товаропроизводите¬лей. «Витязь» не выдержал конкуренции со стороны многочисленных пивова¬ренных компаний, навод¬нившей своей продукцией ульяновский рынок. Мало того, постоянные «поборы» с предпринимателей (то в каждый из многочисленных фондов, вроде «Перемен, по¬рядка, надежности», то на проведение тех или иных помпезных мероприятий и т.д.) никоим образом не спо¬собствовали развитию мест¬ного бизнеса. Наоборот, мно¬гие ульяновские предприниматели постарались вывести свое дело за пределы регио¬на.

«Витязя» тоже коснулась эта «напасть», пришлось значительно снизить объе¬мы производства и сокра¬тить до 200 рабочих. Снизи¬лись и налоговые отчисле¬ния. А ведь в свои лучшие времена ОАО «Витязь» пе¬речислял в городскую казну до 20 процентов бюджетных поступлений.

Поправить свои дела г-н Литвинов мог, на его взгляд, одним способом – стать депу¬татом Госдумы, чтобы, исполь¬зуя рычаги власти, отвратить свое детище от банкротства.

Не получилось – ульяновцы, как мы знаем, в 2003 году проголосовали «против всех». В результате выборов Литвинов попал лишь в ЗС, да и то по спискам партии «Единая Россия», которой, собственно, до «Витязя» ни¬какого дела нет.

5. В заложниках у банкиров

В начале этого года «Ви¬тязь» стал собственностью москвича Николая Морозо¬ва, владельца сети стомато¬логических клиник «Мистер Дент». Говорят, что это при¬обретение обошлось но¬вому хозяину всего за два с лишним миллиона дол¬ларов, то 60 миллионов рублей. Аналитики выска¬зывали сомнение в этой цифре, считая ее явно за¬ниженной и предполагая, что имел место банальный «откат».

Так или иначе, но новый владелец рисовал перед ра¬бочими предприятия да и перед всеми ульяновцами (с трансляцией по ТВ) радуж¬ные перспективы. Широко рекламировалась будущая новая марка пива «Два весе¬лых гуся» вместо привычно¬го бренда «Витязь». Комби¬нат встал на реконструкцию, большинство рабочих отпра¬вили в административный отпуск. Последнее время «Витязь» жил лишь тем, что допродавал пиво из храни¬лищ.

А недавно стало известно, что новые хозяева «Витязя» под залог предприятия взя¬ли кредит в одном из столич¬ных банков на сумму 13 мил¬лионов долларов, то есть по¬чти в шесть раз больше, что оно им стоило. Приходят мысли о банальной спекуля¬ции, которая, возможно, и была задумана изначально. Фирма закладывает достав¬шееся ей по дешевке имуще¬ство, и когда за него не рас¬считывается, банк забирает заложенную собственность себе. Все это вроде бы закон¬но, и хозяевам неплохо, и бан¬ку. Плохо лишь сотням улья¬новцев, оставшихся без рабо¬ты. Как, впрочем, и всему ре¬гиону, лишившемуся значи¬тельных бюджетных поступ¬лений.

Не хотелось бы верить в это предположение, но, скорее всего, так оно и бу¬дет – в этом нас убеждает опыт последних лет со мно¬гими обанкротившимися предприятиями области.