Задремал на уроке? – В карцер!

В судах Ульяновской области завершились два громких дела над педагогами-садистами

2003 году заведующая Пажгинской коррекционной школы-интерната Республики Коми Татьяна Булышева была осуждена за жестокое обращение с детьми и получила приговор – три с половиной года условно. Но оказалось, что суд осудил педагога-новатора, чьи методы воспитания одобрило Министерство образования республики. Среди “изобретений” Булышевой – наказание сном (лежание на кровати без движения в течение двух суток), детский карцер психологической нагрузки (заключение в крохотное помещение с бетонным полом, где нельзя даже стоять) и даже использование психотропных препаратов! Маркиз де Сад просто ребенок по сравнению с этой “педагогиней”! Что же дальше? А ничего. “Новаторша” выслушала приговор и… вернулась к своей работе! Не удивительно, что у нее появились последователи и в нашей области.

Мм-учительница

В начале года “Ульяновский меридиан” уже писал об учительнице димитровградской коррекционной школы

№ 24 Наталье Н. Напомним, что скандал разразился после того, как мать четвероклассника обратилась в городскую прокуратуру с жалобой на издевательства, которым учительница подвергла ее сына.

– В тот день Сережа пришел домой буквально в истерике, – говорила позже Ирина НАЙДЕНОВА. – Он рассказал мне, что задремал на уроке. Учительница накричала на него, а потом стукнула по губам.

Однако этого Наталье Н. показалось мало. Она устроила девятилетнему ребенку экзекуцию: заставила весь класс по очереди шлепнуть Сережу по лицу, чтоб больше не спал. Дети не осмелились ослушаться учительницу. В результате ребенок получил психологическую травму, а его мама была вынуждена обратиться за медицинской помощью к психиатру. В школе была проведена служебная проверка, по результатам которой в отношении учительницы возбудили уголовное дело по статье 156 УК РФ – избиение, не наносящее вреда здоровью.

– Проверка и последующее расследование выявили вопиющие факты, – прокомментировал случившееся помощник прокурора города Димитровграда Игорь ТАСЬКИН. – Это учебное заведение и раньше было на заметке у сотрудников отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Теперь дело доведено до суда.

Оказалось, что дети не единожды жаловались на Н., которая, по их словам, иначе, чем дураками и дебилами их не называла. За малейшую провинность лупила линейкой, заставляла часами стоять у парты и в столовой есть стоя. Об этом говорили не только дети и их родители, но даже некоторые коллеги Н. Были и другие “методы воспитания”. Например, посреди урока один из учеников попросился выйти. Н. его не отпустила, мотивировав это тем, что все свои дела надо делать на перемене. В результате ребенок описался прямо в классе.

Заволжский городской суд приговорил Наталью Н. к лишению права заниматься педагогической деятельностью в течение года. Кроме того, ее обязали заплатить матери Сережи Найденова две тысячи рублей в качестве компенсации.

– Конечно, работе педагогов в коррекционной школе не позавидуешь, – рассказали нам в участке мировых судей № 4, куда после вступления приговора в законную силу было отправлено дело Натальи Н. – Дети там трудные, у многих пьющие родители, и все вытекающие отсюда проблемы. Учительницу, если честно, даже пожалеть можно. Но, с другой стороны, это же все-таки дети…

Заместитель

по побоям

Аналогичное дело рассмотрено в Кузоватовском районном суде. На скамье подсудимых – заместитель директора коррекционной школы-интерната Николай С. Он обвинялся в неоднократном избиении и издевательствах над своими подопечными. Девять ребят дали свидетельские показания о том, как педагог “воспитывал” их ударом кулака в лицо в ответ на малейшее неповиновение.

– Больше всего мы боялись вызова в кабинет замдиректора, – рассказывали воспитанники. – Если где-нибудь в коридоре можно было отделаться парой подзатыльников, то у себя в кабинете он мог избивать долго.

Кузоватовский “Макаренко” хорошо овладел жестоким методом воспитания: следы от побоев оставлял редко, но умел причинить при этом “подопечному” настоящую боль. В этом, возможно, его консультировал коллега по несчастью – оперугро Кузоватовского РУВД Роман К., который угодил на скамью подсудимых позже. В ходе следствия доказано, что замдиректора школы-интерната С. не раз привлекал “дядю милиционера” для помощи в рукоприкладстве. В итоге “сладкую парочку” осудили. Николая С. признали виновным в совершении насильственных действий с причинением физической боли, а Романа К. – в превышении служебных полномочий с применением насилия. Однако оба обвиняемых осуждены… условно: педагог на год и два месяца с лишением права заниматься педагогической деятельностью на два года, а сотрудник РУВД – на пять лет с лишением права работать в правоохранительных органах на тот же срок. Кроме того, с Николая С. взыскали по пять тысяч рублей в пользу каждого пострадавшего ребенка. Это, конечно, хорошо, но разве душевные травмы детей, над которыми в течение длительного времени издевались отнюдь не условно, залечишь деньгами?

– Мы считаем, что наказание в данном случае было неоправданно мягким, – сообщил нам старший помощник областного прокурора Василий ЗИМА. – Прокуратура уже обжаловала его, и теперь в скором времени состоится еще один суд. Будем надеяться, с более справедливым итогом.

На тему издевательств над детьми со стороны тех, кто по идее должен быть “сеятелем разумного, доброго, вечного”, наша газета, как и другие СМИ, писала не один раз. Проблема по всей стране стоит остро. Тем более что многие юристы сетуют, насколько трудно довести такие дела до суда. Слишком беззащитны жертвы, и слишком сильна власть их мучителей над ними. Как добиться правосудия воспитаннику какого-нибудь коррекционного интерната, если у него нет родителей (или они есть, но судьба ребенка их не волнует)? Поэтому описанные нами случаи вынесения приговоров едва ли не единственные за всю историю судейской практики в Ульяновской области. Кстати, в вынесении меры наказания педагогов-садистов наши судьи, к сожалению, не стали исключением. Достаточно взглянуть в Интернете на судейские вердикты по аналогичным делам – везде приговоры ограничиваются условным наказанием. Или педагоги-садисты у нас и впрямь неподсудны?