«Patriot» для киприотов

Ульяновский автозавод работает на оффшорных хозяев

УАЗ лихорадит. При видимом благополучии предприятия – и оборудование дорогое устанавливается, и новая перспективная модель внедорожника “Patriot” в серию пошла, – здесь в последние годы (после прихода новых хозяев) дела обстоят далеко не так блестяще, как это кое-кому хочется показать. И одно из самых мрачных явлений – это не прекращающиеся сокращения численности работающих.

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА…

Уж кто только не заверял работников автозавода, что положит конец массовым увольнениям на предприятии. Только дальше заверений дело так и не пошло, и увольнения продолжаются до сих пор. И если местные власти поначалу пытались как-то реагировать, что-то говорить в защиту людей, доверивших им свои судьбы, то теперь просто не замечают проблемы. А хозяева УАЗа, сначала маскировавшие сокращения штатов под реструктуризацию автозавода, сегодня выбрасывают людей за ворота, не стесняясь. И количество уволенных работников автозавода измеряется сегодня уже не одной тысячей ульяновцев. И никто не может помешать, нацеленным на прибыль любой ценой варягам: ни власть, ни профсоюз, ни, видимо, сам господь Бог. Мало того, распоясавшиеся «пришельцы» еще и нагло обманывают увольняемых, заметно урезая им положенные по закону компенсации.

МИМО МАССЫ

Так, слегка изменив всем известное выражение «Мимо кассы», можно охарактеризовать движение денежных потоков вокруг и внутри ОАО УАЗ. Основная масса тех, чьим трудом эти потоки образуются, получает от них, образно выражаясь, лишь жалкие брызги. Судите сами, если на кое-где еще оставшихся госпредприятиях города на зарплату уходит 60-65% общего дохода, то на «капиталистическом» УАЗе этот показатель составляет только 11-15 процентов! Мы не случайно взяли слово «капиталистический» в кавычки. Ибо на Западе, где капитализм «загнивает» уже лет 200, работникам в виде зарплаты достается до 50% общей (валовой) прибыли.

Однако продолжим. Не особо балуя заводчан зарплатой, хозяева автозавода совсем не желают платить увольняемым рабочим, идя на открытое нарушение федеральных нормативов. А что? В суд люди обратятся? Да во славу телячью, как говорится! Срок исковой давности по делам такого рода составляет всего три месяца, и если дела умело волокитить, то никакой тебе ответственности! А потом, что такое решение какого-то Засвияжского райсуда для птиц высокого полета, каковыми наверняка считают себя хозяева автозавода? Так, сущая мелочь. Поэтому сотни судебных решений, принятых в пользу ограбленных рабочих попросту игнорируются. А жалкие копейки, «замыленные» у простых людей, оседают на счетах толстосумов – курочка, говорят, по зернышку…

УШЛЫЕ РЕБЯТА

Кто же они, эти толстосумы, кому принадлежит УАЗ? Все, вроде бы, знают, что автозавод входит в холдинг «Северсталь», и этот концерн всегда и называется, когда речь заходит о его собственниках. Только это далеко не так, и акционеры ОАО «Северсталь» ни единой копейки от прибылей УАЗа даже в глаза не видели. Кто видел, спрашиваете? Глава концерна Алексей Мордашов, например, видел, председатель совета директоров ОАО УАЗ Вадим Швецов, надо полагать, не выпустил их из поля зрения, ну, и еще человек 14, не больше. Дело в том, что Мордашов является председателем совета директоров, а Швецов – генеральным директором ОАО «Северсталь-Авто», – созданной три года назад в Череповце и быстро ставшей крупнейшей в России автомобилестроительной компанией, владеющей контрольными пакетами акций УАЗа и Заволжского моторного завода. Численность сотрудников – 16 человек, надо полагать, особо приближенных к Мордашову. Кто эти люди, мы не знаем, но, думается, пристально присмотревшись к тому же Швецову, мы, следуя принципу «скажи мне, кто твой друг…», сможем сложить впечатление и об остальных.

Итак, Швецов Вадим Аркадьевич. Год рождения – 1967, образование высшее – окончил столичный институт стали и сплавов. И пока учился, похоже, сам закалился крепче стали. Ибо сегодня, кроме того, что он возглавляет «Северсталь-Авто» и совет директоров ОАО УАЗ, за ним числится еще полтора десятка высших руководящих должностей во всевозможных ОАО и ЗАО, среди которых, естественно, и «Северсталь», и Череповецкий сталепрокатный завод, и Заволжский моторный. То есть, даже трудно представить себе размер той лопаты, которой сей господин гребет оклады и дивиденды.

Огребают эти «автомобилестроители» действительно немало: чистая прибыль только «Северсталь-Авто», например, в 2003 году составила почти три миллиарда рублей!

Надо сказать, что маленькая эта компания, в штате которой три года назад числился один только Швецов, создавалась, мягко говоря, не совсем законно. Но в Череповце, где Мордашов и царь, и бог в одном лице, на этот факт посмотрели сквозь пальцы. И ушлые ребятки, протащив через совет директоров «Северстали» решение о создании «своего» ОАО, увели с баланса металлургического комбината все акции УАЗа и Заволжского моторного. Минуя, естественно, собрание акционеров. И внесли их в уставной капитал нового детища, что позволило им выпустить (и разделить, надо думать) 22 074 190 обыкновенных акций стоимостью по 12 руб. 50 коп каждая. А общая цена этих акций составила 276 миллионов рублей! Вот такой суммы (а с ней и будущих дивидендов) лишили предприимчивые бизнесмены непуганых акционеров «Северстали», хотя последние по закону имеют право и на акции приобретаемых предприятий, и на акции предприятий создаваемых. Но «Северсталь-Авто», ничего, кроме шелеста денег не производящая, но приносящая огромные прибыли, создавалась не для всех.

СЛЕДЫ ВЕДУТ НА КИПР

О деятельности варягов из Череповца можно написать много. Но мы не летописей ради взялись за исследование этой темы, а только для того, чтобы выяснить, кому же на самом деле принадлежит наш автозавод, в чей адрес стоит бесправным рабочим молнии праведного гнева направлять? Так и добрались до кредитной истории «Северсталь-Авто»…

Описывать ее всю не будем – малопонятна она неспециалисту и скучна. Но отдельные ее моменты, в особенности, касающиеся автозавода, привести, считаем, просто необходимо.

8 сентября 2003 года ОАО «Северсталь-Авто», в лице председателя совета директоров Алексея Мордашова, получает у фирмы «NEWDEAL Investments Limited», зарегистрированной на Кипре, заем на сумму 1 млрд. 300 млн. рублей. Сроком на пять лет, под 10% годовых. Фирма эта, единственным акционером которой является компания «Sungrebe Investments Limited», («прописанная» в другой оффшорной зоне – на Виргинских островах), Мордашову с Швецовым явно не чужая – ей принадлежит 84 процента акций «Северсталь-Авто». Но дело не в этом. А в том, что вскоре “Северсталь-Авто” выпустило полтора миллиона облигаций стоимостью по тысяче рублей за штуку, то есть на полтора миллиарда. Размещены были облигации 29 января 2004 года, срок погашения – через шесть лет, в начале 2010 года. Облигации эти представляют собой прямые, безусловные обязательства акционерного общества “Северсталь-Авто”. Но главное снова не в этом. Цитируем: “В случае неисполнения Эмитентом или исполнения не полностью своих обязательств по Облигациям, владельцы Облигаций имеют право обратиться к Открытому акционерному обществу “Ульяновский автомобильный завод” и (или) Открытому акционерному обществу “Заволжский моторный завод” (каждый в отдельности “Поручитель”, а совместно “Поручители”), предоставившим обеспечение по выпуску Облигаций, с требованием исполнить за Эмитента его обязательства по Облигациям.” Просекаете, в чем тут дело? Ребята из “Северстали” элементарно заложили УАЗ, ухватив себе кусок почти в три миллиарда рубликов. А поскольку заложили они его, получается, сами себе, то в 2010 году они же предприятие и обдерут, загнав в такую долговую яму, что ему из нее уже не выбраться. А вместе с ним и всем нам. Так что нынешние увольнения на УАЗе – это, похоже, только цветочки…