Город будущего
Генеральный план развития города на ближайшие 25 лет был представлен на аппаратном совещании в мэрии на этой неделе. В расширенном градосовете приняли участие руководители структурных подразделений мэрии, главы районных администраций, депутаты Городской Думы, крупные бизнесмены, представители аэропортов «Ульяновск-Восточный», «Ульяновск-Центральный», аэродрома «Баратаевский», руководители эксплуатационных организации Ульяновска.
Этот проект, согласно градостроительному кодексу РФ, служит основным документом территориального развития муниципального образования. Авторы – специалисты Россииского Государственного научно-исследовательского проектного института урбанистики (город Санкт-Петербург): Зоя Федулова, Александр Вельский и Михаил Верещагин. Предыдущий план города был разработан в 1983 году. Он себя исчерпал, поэтому мэрия заказала новый. Цель совещания – рассмотреть проект ближайшего развития Ульяновска в первом чтении, продумать замечания и предложения. Срок окончания работы над планом – первый квартал 2006 года, затем он пройдет все виды экспертизы (вневедомственную, экологическую) и будет утвержден Городской Думой.
Берега левый и правый
Учитывая снижение демографических показателей, представленный генплан рассчитывается из общей численности населения в 620 тысяч человек. Обеспеченность жильем увеличивается с 20 до 35 квадратных метров на человека. Общий объем строительного жилья определен в 8,5 млн кв. м, причем 75 процентов приходится на многоквартирные дома, 25 -на индивидуальное жилье.
Как отметили петербургские специалисты, специфика Ульяновска в том, что имеет место резкий дисбаланс между правым и левым берегами. В правобережье имеется подход четырех федеральных магистралей, связка левого берега – только с Димитровградом и Самарой. Большая часть районов области тоже тяготеет к правому берегу Ульяновска. В советское время эта «несправедливость» устранялась плановым размещением инфраструктур и предприятий. Сейчас это происходит более стихийно. В общем, правобережье остается более привлекательным для инвестиций, значимой территорией, перспективы размещения новых предприятий здесь вероятнее, основная сфера приложений труда – центр города. Авторы проекта считают, что ситуацию в корне менять не нужно. Даже с учетом постройки второго моста через Волгу, выравнивание инвестиционной привлекательности левого и правого берегов неизбежно приведет к бесконечным пробкам на переправах через реку.
Однако, согласно концепции генплана, левобережье также будет развиваться и застраиваться. Между Верхней Террасой и Новым городом планируется организация одного из трех центров общегородского значения. По мнению ученых, исторически сложившийся центр для Ульяновска стал тесен. А потому в правой части города генпланом предусмотрено появление еще одного центра – на территории от Московского шоссе, вплоть до аэропорта «Ульяновск-Центральный».
Прирастем на западе
Как рассказал собравшимся руководитель мастерской НИИ урбанистики Александр Вельский, при разработке проекта были учтены все нормативные ограничения
– природные и техногенные. В частности, к ним можно отнести зону воздушного подхода и шумового ограничения в районе аэропорта «Ульяновск-Центральный». По оценкам специалистов, она занимает более восьми гектаров земель, пригодных под застройку жилыми домами.
В состав генерального плана входит ряд тематических схем: перспективного развития транспортной инфра структуры, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и прочих. Предыдущий градосовет по проекту развития Ульяновска состоялся в феврале этого года. На нем было представлено несколько планов, тогда-то и было решено о преимущественном расширении города в западном направлении, с выносом из черты аэродрома «Ульяновск-Баратаевка». Правда, о пересмотре городской черты речь все же идет в новом проекте. Границы города следует несколько раздвинуть как в сторону Ульяновского района, так и в чердаклинском направлении. Но об этом – ниже…
Курс – «Восточный»
Одним словом, петербургские архитекторы предлагают сравнять центральный аэропорт с землей и выстроить на его месте жилые дома. Надо сказать, что такая перспектива совсем не понравилась ульяновским авиаторам. Как было отмечено на совещании представителями УВАУ ГА, второй ульяновский аэропорт
– «Ульяновск-Восточный» – не приспособлен для учебных и тренировочных занятий. На это специалисты НИИ ответили, что для такого сравнительно небольшого областного центра, как Ульяновск, иметь четыре аэродрома (у Баратаевки, в левобережье, в Белом Ключе и в Солдатской Ташле)- непозволительная роскошь. Поэтому они предлагают учебно-тренировочные полеты перенести в Белый Ключ и Ташлу, а все пассажирские и грузовые перевозки в «Ульяновск-Восточный» как наиболее перспективный и отвечающий мировым стандартам. Тем более что, по словам Вельского, из «Восточного» получен ответ на их запрос: «Со всеми видами перевозок аэропорт справится». Сложно будет согласовать несколько вопросов, касающихся финансирования дорогостоящего мероприятия но закрытию одно го аэропорта и разграничений форм собственности между Чердаклинским районом (там территориально размещен «Ульяновск-Восточный») и городом. Проблема не в компетенции НИИ. Их дело – предложить… Дело еще и в том, что затраты, по подсчетам специалистов, более «желательны и рентабельны», чем перенос городской черты на более удаленную территорию, чем предлагается при таком раскладе. Надо помнить еще и о подведении всех коммуникаций и административных помещений.
В центр на метро?
Имеется в генплане еще несколько решений, которые мы могли бы назвать «революционными». Например, есть предположение (правда, очень затратное!), что центр города можно разгрузить от «маршруток» и автобусов за счет пуска так называемой подземки или «легкого метро». Во-первых, снимется нагрузка с основных магистралей. Во-вторых, именно такой вид транспорта может быть пущен, по проекту, по первому этажу нового моста (была оговорка, что «цена вопроса достройки самого моста здесь тоже не обсуждается»).
В ближайшее десятилетие планируется «заморозить» все городские кладбища, так как по санитарным нормам они уже превысили допустимые территории оба (Ишеевское и Архангельское) больше означенных в нормативных документах сорока гектаров. Поэтому питерские архитекторы предлагают закрыть их (не сносить!) для захоронений и сделать новые: для правобережья – в районе села Анненково Ульяновского района, для Заволжья – за Чердаклами.
Авторы проекта ознакомили собравшихся и с другими изменениями, предусмотренными генпланом, основными из которых являются: усиление транзитной роли Ульяновска; развитие скоростного транспорта; строительство выводов теплотрасс с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в центр города и левобережье, соответственно.
Руководитель архитектурно-планировочной мастерской Института урбанистики Александр Вельский подчеркнул, что представляемый вариант генплана окончательным не является. Вельский заверил, что проект будет дорабатываться с учетом предложений, замечаний и пожеланий ульяновских специалистов.