Остановить массовое смертоубийство на дорогах
В нашей стране обсуждают сразу несколько национальных программ, призванных не только улучшить жизнь простых россиян, но и сохранить ее. Одна из них – программа повышения безопасности дорожного движения, также предложенная Президентом России В.Путиным, хотя и названа федеральной, а не национальной, но ее важность трудно переоценить. Стоит только посмотреть, сколько наша страна ежегодно теряет людей, погибающих в ДТП. Эти потери даже значительно выше, чем, к примеру, в афганской войне или в чеченских компаниях.
Выступая на президиуме Госсовета, который обсуждал эту программу, Президент России В.Путин напомнил, что только за прошлый год в России зарегистрировано свыше 200 тысяч ДТП, в которых погибло почти 35 тысяч человек, ранено 250 тысяч, а значительное число пострадавших – это дети и люди в возрасте до 40 лет. И Президент, как всегда, поставил четкую задачу – остановить массовое смертоубийство на дорогах.
В выступлении руководителя нашей страны были отмечены несколько причин столь бедственной ситуации на дорогах. Это сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения. Это сама система получения водительских прав, которая фактически поставлена на коммерческий поток, а аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати – и получай карточку. Это главный бич российских дорог – нетрезвые водители. Это качество имеющихся дорог, их загруженность или отсутствие.
В сегодняшнем выпуске “Правопорядка” мы обсудим проблему безопасности дорожного движения. А в начале расскажем, что представляет федеральная программа повышения безопасности дорожного движения.
Наша справка
Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения” рассчитана на период с 2006 по 2012 годы. Ее целью называется сокращение числа погибших в результате ДТП в 2012 году по сравнению с 2004 годом в полтора раза. На реализацию программы планируется потратить 21 630 миллионов рублей.
Программу предполагается осуществить в два этапа. В числе мероприятий первого этапа – развитие системы подготовки водителей, совершенствование системы лицензирования в этой сфере, подготовка предложений о целесообразности предоставления прав категории “В” начиная с 16 – 17 лет; исследование проблемы формирования информационной базы данных о водителях, допустивших нарушение правил дорожного движения. Также в числе предложений – реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы техническими автоматическими системами контроля.
Первым “антиаварийный поход” начал министр внутренних дел страны Р.Нургалиев, который дал старт масштабной реформе, которая должна снизить опасность на наших дорогах. Министр принял решение начать эксперимент с центра России и поэтапно распространить его на всю страну. Р.Нургалиев подчеркнул, что отныне каждый руководитель подразделения ГИБДД несет персональную ответственность за безопасность вверенного ему участка дороги.
Информация для размышления
За последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях в нашей стране погибли более трехсот тысяч человек. За последние четыре года экономический ущерб от ДТП оценивается в 2,2 – 2,6 процента валового внутреннего продукта страны. В 2004 году он составил 369 млрд. рублей, в том числе непосредственно от гибели и ранения людей – 227,7 млрд. рублей. Сравнительный анализ ситуации в России с другими странами показывает, что страны с высоким и средним уровнем автомобилизации имеют показатели аварийности в разы меньшие, нежели Российская Федерация. Так, число пострадавших на 10 тысяч транспортных средств в четыре-восемь раз меньше за рубежом, чем в России. А число погибших на сто тысяч населения там меньше в полтора-три раза.
Только в России темпы прироста погибших и раненых опережали темпы прироста транспортных средств. В 2001 году на один процент прироста транспортных средств по отношению к 1997 году в России приходилось полтора процента прироста раненых и 3,2 процента прироста погибших. Для сравнения: в Швеции эти цифры составили 0,65 процента и 0,76 процента соответственно.
Конкретные предложения
Для реализации программы предложен ряд конкретных мер в части повышения эффективности системы подготовки водителей, повышения уровня технического состояния транспорта. Отдельным блоком предлагаются меры по улучшению состояния дорог и их инфраструктуры. Ряд инициатив направлен на улучшение профилактической деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, разработка государственной программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Предложение об увеличении штрафов рассматривается как одна из конкретных мер, призванных улучшить состояние дорожно-транспортной дисциплины. Однако на сегодняшний день лишь треть из привлеченных к ответственности граждан считают своим долгом заплатить предписанное в казну. Поэтому необходимы меры обеспечения неотвратимости наказания.
Кроме того, в России будет введена автоматизированная система штрафов на дорогах. Аналогичные системы работают во многих странах Европы (в Бельгии, Германии, Финляндии, Франции) и уже доказали свою эффективность. Схема проста: робот-радар замеряет параметры движения, номера автомобилей-нарушителей распознаются по фотографии, владельцу на дом отправляются сам снимок (с указанием даты, времени и скорости) и квитанция для оплаты штрафа.
Это позволит решить несколько проблем. Наказывать нарушителя будет уже не инспектор, а прибор, который взяток не берет. За опасным участком дороги будет установлено постоянное наблюдение.
В результате, а это показывает французский опыт, должна существенно возрасти собираемость штрафов. За два года работы автоматизированной системы во Франции удалось пополнить бюджет на лишние два миллиарда евро, в то время как ввод ее в эксплуатацию обошелся приблизительно в 350 миллионов. Дополнительный доход был направлен на модернизацию дорог.
Для сравнения
В Германии принят новый каталог штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Денежное наказание за существенное превышение скорости и принуждение других водителей уступать дорогу на магистралях с помощью несоблюдения дистанции (т.е. “наезда” сзади на большой скорости) будет караться штрафом в размере 250 евро (сейчас – 150 евро). Впервые вводится штраф за езду на несезонных покрышках. Тот, кто зимой при морозе или снеге будут задержан на летней резине, будет платить 20 евро.
Например, в Великобритании находившийся в пьяном состоянии за рулем водитель должен заплатить штраф в размере 3 тыс. фунтов стерлингов, либо же он лишится прав минимум на год. В Дании за такие нарушения штраф составляет 450 евро либо до четырех процентов годового дохода нарушителя.
За превышение скорости в Великобритании штраф составляет 40 фунтов, в ФРГ – от 50 до 150 евро. В Великобритании за нарушение правил парковки взимается штраф в размере от 20 до тысячи фунтов, а в Японии – 100 тыс. иен или лишение прав на срок до шести месяцев.
Так что, как видим, у наших гаишников есть огромное поле для маневра.